Разработка урока по учебной практике на тему: Вводный инструктаж по охране труда. Подготовительные и заключительные работы при окраске волос


«Утверждаю»
Старший мастер
______________/_____________
«___» __________________ 2017г. № группы
3 ПРК Дата
__________ Часы
6 часов

Подготовила: Савченко Ирина Николаевна,
мастер производственного обучения ОГАПОУ ШАРТ
План урока
учебной практики
№1
ПМ.03 Выполнение окрашивания волос
УП. 03.01 Выполнение окрашивания волос
Тема урока: Вводный инструктаж по охране труда. Подготовительные и заключительные работы при окраске волос.
Цели и задачи Формировать знания и умения при выполнении подготовительных и заключительных работ. Рассмотреть и__ отработать навыки при выполнении подготовительный и заключительных работ._
Развивать творческие способности, инициативы, навыки с/р_________________________________
Воспитывать эстетический вкус, чувство ответственности за проделанную работу, интерес к профессии__
Организационная часть урока
Проверка явки обучающихсяОсмотр внешнего вида учащихся, соответствие одежды безопасным условиям труда
Вводный инструктаж
Сообщить тему урока
Сообщить цели, задачи урока
4. Проверить знание по материалу, пройденному на предыдущих уроках
5.Объяснить новый материал:
Техника безопасности
1) Общие требования охраны труда
1.1. К работе в парикмахерской допускаются лица, получившие специальное образование, а также специальный инструктаж, не имеющие противопоказаний согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.1996 г., а также имеющие I группу по электробезопасности.
1.2. Персонал парикмахерской должен проходить обязательный медосмотр при поступлении на работу и периодически не реже одного раза в 12 месяцев.
С целью своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, стоматологических заболеваний, а также носительства стафилококка у персонала парикмахерских не реже 1 раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.
1.3. Все вновь поступающие на работу, независимо от занимаемой должности должны пройти вводный инструктаж у инженера по ОТ.
1.4. Каждый вновь принятый на работу в парикмахерскую должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 6 месяцев.
1.5. При поступлении на работу и не реже 1 раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной директором.
1.6. Персонал парикмахерской обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха.
1.7. При работе в парикмахерской возможно воздействие след. опасных и вредных факторов.
опасность заражения при контакте с пациентами (вирусные заболевания);
повышенная нервно-физическая нагрузка;.повышенное напряжение в электрической сети, замыкание которой может пройти через тело человека.
1.8. Персонал парикмахерской обязан:
руководствоваться в работе своей должностной инструкцией;
владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать нахождение аптечки;
знать правила пожарной безопасности.
1.9. Администрация парикмахерской обязана бесперебойно обеспечивать работников отделения санитарной одеждой, спецодеждой, спец. обувью и др. СИЗ.
Персонал парикмахерской обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, СИЗ.
1.10. О каждом несчастном случае, связанным с производством, очевидец или пострадавший обязан немедленно известить руководителя парикмахерской. Руководитель парикмахерской должен оказать первую медицинскую помощь и провести расследование данного несчастного случая.
1.11. Лица, допустившие нарушение инструкции по ОТ, подвергается дисциплинарному взысканию, а при необходимости внеочередной проверке знаний.2) В подготовительные и заключительные работы входят все виды работ, не связанные непосредственно с технологическим процессом выполняемого мастером вида услуг.
Подготовка рабочего места. От подготовки рабочего места мастера зависит производительность труда, качество работ, культура обслуживания посетителей. Поэтому при подготовке к работе необходимо убедиться в наличии нужных инструментов; разложить их в определенном порядке; проверить исправность аппаратуры; наличие чистого белья, горячей воды и дезинфицирующего раствора, парфюмерии и химикатов; продезинфицировать требуемый инструмент; проверить остроту режущего инструмента и при необходимости заменить вставные лезвия бритв.
Размещение его в тумбочках и ящиках связано с неудобствами. Поэтому целесообразно иметь передвижные столики. Устройство их позволяет размещать на нескольких уровнях пластмассовые сетчатые коробки с необходимым набором инструментов и приспособлений. На туалетном столике должны располагаться только следующие принадлежности: спиртовка, дезинфицирующий раствор, вата (в ватнице), перекись водорода (во флаконе), туалетная вода (одеколон), пудра и шампунь. Если в парикмахерской имеются раковины для мытья головы, встроенные в туалет, то на каждой из них должно быть туалетное мыло. Мастер обязан вымыть руки перед обслуживанием клиента в его присутствии.
Правила и очередность приема посетителей. Анализ работы парикмахерских показывает, что плохая организация приема посетителей приводит к ряду недочетов, отрицательно влияющих на общий микроклимат в парикмахерской, взаимоотношения мастеров и клиентов, на качество работы, ритмичность и загрузку в течение всего рабочего дня.
Необходимо, чтобы более сложные работы (завивки, окраски) выполнялись в порядке очередности всеми мастерами, для чего вводится журнал. В нем фиксируется сменная выработка мастеров, выполняющих сложные операции.
Ответственность мастера за качество обслуживания включает в себя и ответственность за состояние рабочего места, инструмента и парикмахерского белья.
После обслуживания клиента мастер записывает в рабочий лист перечень выполненных работ с указанием общей суммы. Оплату клиент производит через кассу, а рабочий лист возвращает мастеру.
Для учета работы в парикмахерской имеется график, в котором отмечается доводимый мастеру план и его выполнение по дням. Это дает парикмахеру возможность контролировать и корректировать выполнение производственного плана.
Применение парикмахерского белья. Белье используется в целях предохранения одежды клиентов от загрязнения, связанного со спецификой работы парикмахера. Пеньюар (простыню) используют всегда в комплекте с салфеткой. Сначала шею и воротник одежды покрывают салфеткой, затем берут пеньюар и закрывают им клиента до подбородка. Перейдя за спинку кресла, мастер закладывает концы пеньюара слева направо так, чтобы левый конец был несколько выше, а правый прижимал левый к шее. Свободный правый конец закладывается за левый (сверху). При этом пеньюар не должен туго стягивать шею и не образовывать грубых складок в месте закрепления.
Пеньюар закрепляется так, чтобы оставался свободным верхний край салфетки, лежащей внизу. Впоследствии этот край отворачивается назад и закрывает собой концы закрепленного пеньюара. После этого шею слегка припудривают и между ней и салфеткой прокладывают тонкий слой ваты. Это предохраняет клиента от попадания срезанных при стрижке волос за ворот рубахи и облегчает удаление их с кожного покрова шеи. Удаление производится только чистой салфеткой.
При окраске коротких волос в дамском зале на плечи клиентки дополнительно кладется полотенце, которое сверху покрывается полиэтиленовой косынкой для предохранения парикмахерского белья от краски. Длинные волосы красят с помощью "крыла".
Полотенца в дамском зале используются преимущественно тогда, когда работа связана с мытьем головы (окраска, завивка, укладка и т. д.). Более практичными являются вафельные полотенца, так как с махровых трудно удалять срезанные волосы.
В подготовительные работы входит довольно разнообразный перечень операций; например, если стрижка, бритье и выполнение прически требуют минимума вспомогательных операций, то для выполнения завивки, окраски, профилактического лечения волос необходимо значительное время. Надо правильно приготовить раствор, определить группу волос, их структуру, сделать пробу на чувствительность.
Мытье головы. Этот процесс в работе парикмахера должен рассматриваться в общей связи с технологией последующих операций, а не только как удаление грязи с поверхности волос и кожи головы. Таким образом, кроме этой, ОСНОЕНОЙ цели, мытье головы уничтожает остатки предыдущей прически и подготавливает внешний слой ВОЛОС ДЛЯ последующих операций (завивки, окраски и т. д.).
В настоящее время широко используются моющие синтетические средства. Они не только хорошо очищают кожу, но и обладают бактерицидным свойством. При употреблении бесщелочных шампуней нет необходимости смягчать воду. Процесс споласкивания волос производится без кислотных добавок.
Заключительные работы. Перечень заключительных работ во всех случаях определяется конечными операциями, не связанными с основным технологическим процессом. Это значит, что мастер, обслужив клиента, выполняет вспомогательные операции: очищает его лицо и шею от срезанных и вычесанных волос, снимает пеньюар, предоставляет клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах, рассчитаться за услугу. Затем мастер благодарит его за посещение и приступает к уборке рабочего места. После наведения должного порядка мастер приглашает пройти следующего посетителя.
Мытье головы. Волосы должны быть чистыми всегда, их следует мыть так часто, как они этого требуют.
Правила, которые необходимо соблюдать при мытье головы
 Перед мытьем головы осторожно расчешите волосы и смочите их теплой водой.
 Распределите на ладони шампунь и слегка помассируйте кожу головы.
 Любителям щедро использовать средства для укладки не стоит причесываться перед мытьем головы: так вы потеряете слишком много волос, которые останутся на расческе. Прежде всего это относится к сильно поврежденным и осветленным волосам. Нельзя расчесывать волосы перед какой-либо химической обработкой, чтобы не повредить целостность чешуйчатого слоя.
 Шампунь должен подходить к типу волос - тогда шампунь сможет отрегулировать работу сальных желез. А если вы стремитесь к идеальному результату, строго следуйте инструкции.
 Мытье головы должно быть щадящим. Но детский шампунь вряд ли сможет заменить настоящий лечебный шампунь для вашего типа волос.
 Избегайте шампуней, которые сильно пенятся, - как правило, такие шампуни содержат много синтетических моющих веществ и сушат кожу головы и волосы.
 Перед нанесением шампуня надо хорошо смочить волосы водой, иначе участки волос, оставшиеся сухими, не смогут пропитаться моющим средством. Прежде чем нанести шампунь на волосы, шампунь нужно растереть между ладонями.
 Намыливать волосы следует дважды. Первый раз - только намылить волосы и смыть, чтобы удалить основную часть грязи и жира, которые будут препятствовать образованию пены, а второй раз - хорошо вспенить и помассировать кожу головы подушечками пальцев, делая легкие круговые движения. Вещества, входящие в состав пены, захватят частички жира и различных загрязнений и смоются вместе с водой. При ежедневном мытье головы достаточно одного намыливания. Оптимальная температура воды - 34-39°С.
 Не следует долго держать шампунь на волосах.
 После мытья волосы следует очень тщательно прополоскать, так как оставшийся на волосах шампунь будет разрушать структуру волос, и они потеряют блеск. Ополаскивать волосы после мытья следует до тех пор, пока вода не станет совсем прозрачной. После каждого мытья головы нужно применять бальзам-ополаскиватель, чтобы сгладить разрыхленный во время мытья чешуйчатый слой и снять с волос статический заряд. Кондиционер нужно использовать экономно: по-настоящему в нем нуждаются кончики и нередко - средняя часть волоса, но не корни. Для усиления кровообращения полезно каждый раз после мытья волос обливать голову холодной водой.
 После мытья головы просушите волосы махровым полотенцем, мягкая естественная сушка обеспечит им натуральный блеск.
 Расчесывать влажные волосы необходимо очень осторожно и обязательно редкой расческой.  Тем, кто ежедневно применяет средства для укладки, стоит иногда основательно очищать волосы с помощью пилинг-шампуней.
1.Определите тип волос согласно таблицыТип волос Нормальные Жирные Сухие Смешанные (жирные у корней, сухие на кончиках)
Потребность в мытье Каждые  2 – 3 дня Ежедневно Один раз в неделю Каждые  2 – 4 дня
Кожа головы, корни волос После мытья нормальные, через пару дней  жирные После мытья нормальные, вечером первого дня или утром второго снова жирные После мытья – сухие или нормальные, 3-4 дня нормальные, к 7-му дню — жирные После мытья нормальные, через 2-3 дня  жирные
Кончики (при средней длине волос) Нормальные или чуть сухие, могут немного сечься кончики Не секутся или почти не секутся Сухие, ломкие, может быть много обломанных или секущихся кончиков Сухие, секутся
Блеск После мытья – чистый блеск,  через 2-3 дня – жирный блеск у корней Чистый блеск после мытья, жирный блеск к концу первого дня или утру второго После мытья – легкий блеск, затем волосы тускнеют После мытья  чистый блеск у корней, небольшой блеск – на кончиках. На 3-4 день – жирный блеск у корней и отсутствие блеска на кончиках
Пышность и объем Нормальная пышность Только сразу после мытья или совсем нет Усиленная Средняя, могут пушиться кончики
Электризация Иногда Очень редко Часто Может быть на кончиках
Укладка без стайлинговых средств Поддаются хорошо Волосы поддаются укладке, но она держится недолго Плохо поддаются укладке Прикорневая укладка
2. Результаты занесите в таблицу
Тип волос Потребность в мытье Кожа головы, корни волос Кончики (при средней длине волос) Блеск Пышность и объем Электризация Укладка без стайлинговых средств
3. Подберите шампунь для определенных типов волос.
1. Лечебно-медецинские – специальные химические компоненты, устраняющие перхоть и возвращающие локонам здоровый вид.
Обычные. Не рекомендуется для волос после окраски.
Медицинские – имеют в составе компоненты лекарственные – серу, крезол, деготь и другие ингредиенты.
Кислотно-сбалансированные – мягкие шампуни, увлажняющие. Могут применяться для волос после окраски, так как не смывают краску.
Шампуни-кондиционеры, увлажняющие – кремообразный вид. Помогают сохранить влагу внутри локона.
Очищающие – удаляют грязь и жир, а также избыток препаратов для укладки. Можно применять после нервной работы.
Органические – только натуральные ингредиенты, добавки растительные, различные экстракты (алоэ вера, жожоба и т.д.).
Специализированные - помогут избавить локоны от солей тяжелых металлов, которые растворяются в обычной водопроводной воде.
2) продемонстрировать приемы работы (в рабочем темпе показать в замедленном темпе с объяснением - в рабочем темпе )3) предостеречь от ошибок в работе, рассказать о видах ошибок
 1.Неправильно выбрано направление. 2.Плохо смочены волосы. 3.Плохо распределен шампунь. 4.Плохо промыты волосы.
5. Плохо смыт бальзам.
4) проверить усвоение учащимся изучаемого материала по определенным вопросам
1 Перечислите подготовительные работы при мытье головы.
2. перечислите заключительные работы при мытье головы.
3.опишите технологический процесс мытья головы.
5) сообщить нормы времени (при выполнении задания)
___________________________________________________________________________
6) предложить учащимся воспроизвести приемы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили
7) подвести итоги вводного инструктажа
Основная часть.
Текущий инструктаж, самостоятельные работы.
Правила организации начала работы, организация рабочих мест обучающихся, соблюдение правил техники безопасности, правильности выполнения работы, ответы на вопросы, предупреждение и устранение ошибок
____________________________________________________________________________
1.самостоятельная работа
1. обучающиеся работают в парах: выполнение подготовительный и заключительных работ.
2. Целевые обходы рабочих мест учащихся:
Первый обход: проверить содержание рабочих мест
Второй обход: проверить правильность ведения трудовых предметов
Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля
Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе, принять и оценить работы; выдать дополнительно работы наиболее успевающим учащимся.
Заключительный инструктаж.
1.Подвести итоги за день. Анализ выполнения работ.
2.Сообщить оценку качества работы каждого учащегося.
3.Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.
4. Разработать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
7. уборка рабочих мест