Педагогический проект «Влияние мелкой моторики на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе»


ТОГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Приют надежды» г. Моршанск Педагогический проект «Влияние мелкой моторики на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе» Автор проекта: Сковородникова Р.П. воспитатель ТОГБОУ Центр «Приют надежды» Актуальность Уровень развития речи и других психических функций детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Противоречия Между традиционными стереотипными формами работы по теме проекта в ОУ и возрастающими требованиями к уровню подготовки детей для обучения в школе. Проблема В связи с этим возникает проблема развития тонкой моторики, ловкости, координации движений и освоения предметной деятельности. Цель проекта Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации, что обеспечивает быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма. Задачи Создать коррекционно-развивающую среду способствующую развитию психических и физических функций детей; Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений; Сформировать коммуникативные навыки; Подготовить детей к обучению в школе Участники проекта Администрация Центра Воспитатели Воспитанники старшей дошкольной группы Специалисты Центра Планируемые образовательные результаты Совершенствование точных движений кистей и пальцев рук;Повышение двигательной и речевой активности; Активизация умственных процессов у детей; Достижение более высокого уровня подготовки детей к школе Этапы проведения проекта I этап – ПодготовительныйII этап - ОсновнойIII этап – ЗаключительныйДата реализации проекта – 2011-2012 учебный год I этап – Подготовительный Организация развивающего пространства; Проведена диагностика развития мелкой моторики, уровня развития графического навыка; Изучены логопедические карты дошкольников; Выбран материал по данной теме в сети творческих учителей и различных Интернет сайтах; Проведена подборка игр и необходимого материала для развития мелкой моторики рук детей; Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме. II этап – Основной На данном этапе проведена следующая работа: Включение упражнений для развития мелкой моторики в совместную деятельность воспитателя и детей; Проведение игр с пальчиками ежедневно в ходе режимных моментов; Проведение пальчиковой гимнастики в комплексе с артикуляционной совместно с логопедом; Активное использование развивающих игр в образовательной деятельности, на праздниках, прогулках, в досуговое время. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя следующие виды упражнений: Игры и действия с игрушками и предметами В этих играх можно использовать разнообразные предметы (счетные палочки, карандаши, пуговицы, зерна, желуди, бусинки, крупу, мозаику, конструктор. Нехитрые задания помогают ребенку развить внимание, воображение, усидчивость, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Графические упражнения Графический диктант; Рисование линий: прямые дорожки,фигурные дорожки; Рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; Выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок; Выполняя различные виды заданий ребенок приобретает опыт графических движений. Пальчиковая гимнастика Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Художественное творчество Рисование красками и карандашами Раскрашивание рисунковАппликацияРабота с пластилином, соленым тестом, готовой массой для лепкиПоделки из бумаги, природного,бросового материала Пластилин, краски, карандаши, бумага дают уникальные возможности проводить интересные игры с пользой как для общего развития ребенка так и для развития мелкой моторики, творческого воображения, зрительной памяти, цветоощущения у детей. III этап - Заключительный Для определения степени эффективности проведенной работы по развитию мелкой моторики рук было проведено сравнение показателей состояния мелкомоторного развития и графического навыка детей на момент прибытия в Центр и выбытия из него. Диагностические методики Развитие мелкой моторики Развитие графического навыка Автор: Л.А. Венгер «Дорожки» Автор: Н.В. НижегородцеваВ.Д Шадриков «Продолжи узор» Критериями оценки служит: характер линий выход за пределы дорожки Критериями оценки служит: размер элементов форма элементов наклон отклонение от строчки последовательность элементов Сравнительные показатели результатов исследования Показатели уровня развития мелкой моторики Показатели уровня развития графического навыка Результаты по формированию мелкой моторики рук у детей Конкурс детских работ Творческая выставка Пальчиковый театр В результате систематических занятий на основе игр-упражнений у детей: повысился интерес к познавательной деятельности; появилась уверенность в себе, в своих силах и возможностях; сформировался навык самостоятельной работы; повысился уровень развития графического навыка, двигательная и речевая активность; улучшилась точность движений кистей и пальцев рук, общая скоординированность и ловкость движений. Обобщение опыта Мероприятия Тема Семинар «Коррекционно-развивающие технологии в работе с речевыми нарушениями детей в условиях социально-реабилитационного Центра» Открытое занятие «Формы и методы работы по развитию у воспитанников Центра связной речи» Консультация для педагогов старшей дошкольной группы «Создание условий в группе для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Размещение материалов педпроекта на сайте Центра Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Информационные ресурсы 1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 20062. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. М., 20073. Белова Т.В., Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М., 20074. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.,2011 5. Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М.,19986. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.,20037. http://www.maaam.ru/8. http://nsportal.ru/9. http://www.it-n.ru/