Доклад на педагогические конференции «Влияние активных педагогических технологий на практическую подготовку специалистов»


краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
Доклад
на педагогическую конференцию
«Влияние активных педагогических технологий на практическую подготовку специалистов»
Выполнила:
Преподаватель ПМ. 07.
Г.В.МедведеваМинусинск, 2016
«Влияние активных педагогических технологий на практическую подготовку специалистов»
Современное информационное общество предъявляет требования к качеству образования будущих специалистов. На данном этапе все работаем согласно стандартам компетентностного формата, который предполагает модульное обучение и компетентностную модель образования. В прежней модели результатом образования являлись знания, умения, навыки. Теперь основной образовательный результат - общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями мы понимаем сформированные навыки, которые студент готов демонстрировать в каком-либо процессе.
Формирование профессиональных компетенций при изучении ПМ.07. организуется с использования современных педагогических технологий, в том числе активных методов обучения [5], которые применяются на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при их закреплении и совершенствовании, при формировании умений и их оценке.
С учетом особенностей преподавания профессионального модуля «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными» систематически используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: имитация на тренажере, разыгрывание ролей, деловые игры, упражнения – действия по алгоритму, решение ситуационных задач и др. [2,4].
Курс ПМ начинается с изучения теоретических основ сестринского дела: философии, биоэтики, моделей организации сестринского ухода. На этом этапе незаменимы такие методы организации учебного процесса, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, конференция, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя методические пособия для самоподготовки, работу с книгой, периодическую печать, интернет. В результате формируется компетенция поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Учебный материал тем «Сестринский процесс», «Общение в сестринском деле», «Сестринская педагогика» позволяет использовать ролевую игру «медсестра – пациент» для приобретения умений выявлять и решать проблемы пациента, эффективно общаться с ним и его окружением, оформлять медицинскую документацию [1].
При изучении тем: «Медикаментозное лечение в сестринской практике», «Клизмы, газоотводная трубка», «Методы простейшей физиотерапии», «Питание и кормление пациента» - широко используется отработка практических навыков путем имитации на тренажерах. Работа проводится в парах. Студент, выполняющий задания, контролируется другим студентом по алгоритму выполнения манипуляции, затем они меняются ролями. В результате чего они обучаются организовывать рабочие места с соблюдением инструкций по охране труда, производственной санитарии и инфекционной безопасности [5]. Алгоритмы практических манипуляций составлены с учетом национальных стандартов РФ.
При изучении темы «Участие медсестры в лабораторных методах исследования» студенты составляют сценарий по заданной преподавателем клинической ситуации и распределяют роли: «медицинская сестра, производящая забор анализов», «пациент», «старшая медицинская сестра», «сотрудник лаборатории», «младшая медицинская сестра», «санитарка», «родственник пациента». Остальные студенты в группе являются оппонентами, которые наряду с преподавателем оценивают полноту решения задачи. При выполнении следующей задачи роли меняются. Это позволяет разыграть и отработать множество методик забора на анализ различных биологических материалов.
Таким образом, у студентов возникает чувство ответственности не только за собственный успех, но и за деятельность коллег, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у студентов усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.
Применение всего разнообразия методических приёмов способствует обогащению методов обучения ПМ, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения студентами знаний, умений, практического опыта и формированию общих и профессиональных компетенций.
В заключении хочется сказать словами Л.Н. Толстого, которые, на мой взгляд, очень точно выражают значимость применения инновационных технологий: «Чем легче учить учителю, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать на вопросы и ответы, тем легче учиться ученику».
Используемая литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет- журнал «Эйдос» - 2006. – 5 мая.
http: //www.eidos/ru/journal/2006/0505/htm/ - В надзаг: Центр дистанционного образования «эйдос», e-mail:list@eidos.ru.
2.Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. http: //www.eidos/ru/journal/2007/0115-2. htm/ - В надзаг: Центр дистанционного образования «эйдос», e-mail:list@eidos.ru.
3.Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Издательство Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.
4.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса.// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002, с. 3 – 9.
5. http: //www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/jul_ predu.htm