Внедрение регионального компонента на уроках музыки


Внедрение регионального компонента на уроках музыки
Учитель музыки ГБОУ «РМЛИ ДОД»
Бинетова З.Р.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство является важной составляющей в разностороннем развитии подрастающего поколения. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она раскрыла и подарила детям свою красоту, могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, служила формированию духовной культуры.
В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру». Решая эти задачи, надо опираться в своей практике на национально-региональный компонент, целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», патриотических чувств, обеспечивающих становление подлинной гражданственности.
Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций из устных и письменных форм бытования музыки, которые являются основой творчества композиторов-классиков. Внедрение в программу национального компонента дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
В Учебном плане образовательных учреждений Республики Дагестан, реализующих программы общего образования по предмету «Музыка», выделяется 10-15 % на национально-региональный компонент от общего количества часов.
В программе курса «Музыка» указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы на изучение регионального компонента в соответствии с изучаемыми разделами, темами и с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе, т. е. 5-7 минут на каждом уроке.
Цель введения дагестанского компонента в программу по музыке Федерального государственного образовательного стандарта - формирование гражданской сознательности, духовно-нравственное, патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание, рост национального самосознания и толерантности в общении детей.
Достигается эта цель в ходе реализации следующих задач:
- возрождение и развитие традиций национальной культуры народов Дагестана;
- привитие детям понимания музыкального языка своего народа;
- научить  слышать голоса родного мира, чтобы от этого учащиеся  пришли к восприятию музыкального языка других народов, проживающих на территории Дагестана , и в дальнейшем вся музыка во всех ее проявлениях стала близкой и понятной школьникам.
Для решения задач внедрения регионального компонента в действующую программу «Музыка» в помощь учителям музыки РД рекомендую следующие разработки уроков музыки и внеклассного мероприятия.
Сценарий конкурса «Национальной песни на родном языке» ( Бинетова З.Р. РМЛ г. Махачкала)
Проведение данного мероприятия имеет большое значение в воспитании патриотизма, любви к народной музыке, уважения к культуре других народностей, способствует укреплению дружбы народов, создает атмосферу яркого праздника песен, танцев, стихов, народных костюмов. А также дает возможность выявить музыкально одаренных детей, проявить учащимся свои творческие, музыкальные способности.
Каждый класс (младшего и старшего звена) представляет один номер. Это может быть песенный, вокально-поэтический, песенно-танцевальный номер.
В подготовке конкурсанта принимает участие весь класс, под руководством классного руководителя.
Ход мероприятия
В1. Добрый день, дорогие друзья!
В2. Здравствуйте, дорогие гости!
В1. Мир творчества удивителен тем, что в нем нет границ, как и нет границ для нашей вселенной, усеянной множеством звёзд. Сколько их? Миллионы?! Много миллионов.  И в нашем лицее каждый год загораются новые огоньки  от выступлений наших ребят на нашем конкурсе «Национальной песни на родном языке»
В2. Давайте все вместе отправимся на удивительную звёздную планету, на которой  зажигать звёзды будут дети  - главные участники нашего праздника!
В1. Но прежде хочется напомнить всем нам, что мы живем в удивительном крае - Дагестане!
В1. Дагестан – это не просто страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно.
В2 И у каждого народа свои прославленные аулы – уникальные уголки Дагестана со своим прошлым, настоящим и будущим, которые в то же время неразрывно связаны между собой общностью судьбы и истории.
Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана.
В1. Мудрецы говорят: «Если хочешь узнать душу народа, прислушайся к его народной песне, всмотрись в его народный танец»
Муз номер (Танец «Лезгинка»)
В2: Позвольте представить вам жюри конкурса :………
………..
В1. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Музыкальность,  художественная трактовка музыкального   произведения;
Чистота интонации и качество звучания;
Красота тембра и сила голоса;
Сценическая культура;
Исполнительское мастерство;
Сценический образ (соответствие постановки номера содержанию песни, артистичность и оригинальность исполнения, умение свободно вести себя на сцене и  пластично двигаться,  уровень художественного вкуса, костюмы и реквизит), харизматичность.
Оценка выступлений будет проходить по 5-тибалльной системе.
В1: Итак, конкурсные выступления мы начинаем с самых младших участников…….
……..5а кл …., 5бкл….и т.д.
В2: Пока жюри подводит итоги, объявляем музыкальную паузу.
………………………..
В1: А сейчас наступил самый волнующий, самый торжественный момент.
оглашения результатов конкурса . Жюри вам слово.
…………………….
В2: Мы поздравляем победителей сегодняшнего конкурса. Желаем дальнейших творческих успехов!
В1 Есть у песни (у народной)
Родословная своя –
В ней напев звучит природный,
И родные все слова.
В2
Есть у песни (у народной)
Свойство вмиг людей роднить.
Живя жизнью полнокровной,
Как нам песню не любить?!
Вместе: До новых встреч! До свидания!
Урок музыки (Бинетовой З.Р. РМЛ г. Махачкала)
Тема урока: «Музыка моего народа»
Цель: приобщение учащихся к музыкальной культуре Дагестана, духовно-нравственное, патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание уважения к музыкальной культуре родного края;
художественного вкуса, понимания значимости народной музыки
Образовательные:
познакомить с традициями, обрядами, обычаями народов Дагестана;
знакомство с творчеством дагестанских композиторов
Развивающие:
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости;
развитие творческого мышления, воображения.
Музыкальный материал:
Песня «Кавказ»
«Здравствуй, Родина моя!» М.Кажлаев
Оборудование:
Интерактивная доска
Компьютер
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты: балабан, тар, фортепиано, гитара, бубен
Ход урока
Организационный момент (звучит музыка «Здравствуй, Родина моя» М.Кажлаева).
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Введение в тему урока. Учитель: Вы сегодня вошли в класс под песню замечательного дагестанского композитора «Здравствуй, Родина моя!» (видеоролик «Дагестан»)
Здравствуй, Родина моя!
Человечества маяк,
Даль степей и выси гор,
Необъятен твой простор.
Дед мой родиной считай
Свой аул до ближних скал
А у внука, он таков,
Сотни тысяч земляков!
Тема сегодняшнего урока «Музыка моего народа»
Есть много мест на белом свете,
Но ты такого не встречал!
Где волны бьются о причал,
И дует ветер среди скал,
Там высоко парят орлы,
Смотря на землю с высоты,
Там ценят близких и друзей
И уважают матерей!
Десятки наций там живут
И свято мир все берегут.
Учитель: О каком крае идет речь в этом стихотворении? ( О Дагестане)
Дагестан – уникальный край и главное его богатство – это многонациональность, ведь здесь проживает более 30 коренных народов. Нет в России такого региона, где бы было представлено такое разнообразие народной культуры – фольклор, этнография, хореография, художественные промыслы. (презентация)
Народы Дагестана объединяет общая земля, особый национальный характер, «родственные языки», единая культура. На протяжении веков наши отцы, деды, прадеды создавали и бережно передавали людям добрые традиции.
- Какие это традиции? (традиции гостеприимства, добрососедства, родства, традиции уважения старших, женщин, тружеников, почитания мудрых аксакалов, забота о престарелых).
- Дагестан богат художественной культурой. Что собой представляет художественная культура? (предметы быта, различные виды орнамента, неповторимые, красочные национальные костюмы, национальные танцы, театры, разнообразие мелодий, ритмов, дагестанские музыкальные инструменты (художественный ряд).
- Назовите музыкальные инструменты народов Дагестана, которые вы знаете? ( зурна, национальная гармонь, кеманча, саз, пандур, агач-кумуз, тар, чунгур, балабан, барабан.)
Игра «Угадай какой инструмент» (презентация с изображением и звучанием дагестанских национальных инструментов )
ВХР.
Беседа о композиторе С.А. Агабабове. Прежде чем мы перейдем к вокальной работе, ребята, хотелось бы сказать несколько слов об авторе песни, которую мы будем разучивать, «Слушай, даль бескрайняя!», С.А. Агабабове. Он в своих песнях воспевал наш край, вся его музыка основана на дагестанской народной музыке, очень любил людей, искусство, был влюблен в жизнь. Агабабов знал, что творчество – это огромный тяжелый труд. И в этом труде он видел счастье художника.
Он прожил короткую жизнь, но успел оставить яркий след, радуя своей музыкой поколения.
(слушание песни в исполнении учителя)
Для исполнения этой песни необходимы хорошо разогретые голосовые связки и хорошая дикция. В этом нам помогут следующие распевки: «Ми-я», «Яков», «Ма, мА, мэ, мэ…»
Работа над песней «Слушай, даль бескрайняя!» Муз. С. Агабабова, сл. Ю. Полухина.
Ритмопластика под песню Г.Канаева «Ослик»
Итог урока.
Что Вы можете сказать о музыкальной культуре Дагестана? Чем она отличается? Что в ней особенного?
Какие дагестанские инструменты вы знаете?
С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?
Как вы думаете что главным сегодня было на нашем уроке? (Богатство и многокрасочность музыкальной культуры Дагестана, которое мы с вами должны беречь, улучшать, сохранять для будущих поколений)
Д/з
Подготовить сообщение о дагестанском инструменте , который вам наиболее понравился;
Выучить слова песни «Слушай, даль бескрайняя»
Музыкальная культура народов Дагестана своими корнями уходит вглубь истории. Она выработана нашими отцами, дедами, прадедами, сопровождала их всю жизнь, создавал им духовное равновесие.
В народной музыке, сердцу каждого горца мелодиях, сопровождаемых чабанской свирелью, чунгуром, агач-кумузом, азиатской гармошкой, зурной, дудуком, барабаном, кеманчой, в национальных танцах выражена искренняя любовь к родине, красоте величественных гор. В них вся духовная культура дагестанцев. Воинственные, героические, детские, колыбельные, игровые, трудовые песни, охотничьи, чабанские наигрыши, танцевальные мелодии показывают, что на протяжении веков «не отдельные» люди, а целые народы в оставленных ими памятниках народной мудрости пытались от имени всего человечества истолковать музыку как потребность и необходимость для развития человека».