Методический материал на тему: Коммуникативно- когнитивный подход в иноязычном образовании


Сущность применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам.
Коммуникативно-когнитивный системно-деятельностный подход не является вариантом какого-либо ранее существовавшего метода; характеризуется своей прочной научно-теоретической базой и целевой перспективой и включает психолингвистическую оценку самого языка как средства общения, определение условий и целей изучения для осуществления иноязычного общения. который во многом определяет выбор приемов, средств и форм обучения.
Сущность коммуникативно-когнитивного подхода легко распознать через реализуемые им принципы организации процесса иноязычного образования:
принцип речемыслительной активности характеризуется высокой активностью всех учащихся. Мыслительная работа всегда совершается при внутренней активности. При наличии постоянной внутренней готовности ученик «упражняется» в говорении даже тогда, когда молчит, ибо происходит внутреннее проговаривание. Необходимо учить детей отвечать про себя даже в том случае, когда спрашивают другого;
принцип функциональности заключается в том, что учащиеся должны овладеть тем, что функционирует в устной и письменной коммуникации (речевыми единицами), и овладеть, таким образом, как оно функционирует;
принцип ситуативности представляет собой взаимоотношения между учеником и учителем, учеником и другим учеником, требует, чтобы всё произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность- условие, жизненно важное для овладения говорением. Ситуация - стимул к говорению , система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы;
принцип новизны- развитие речевых умений , необходимых для постоянного варьирования речевых ситуаций, связанных с речемыслительной деятельностью учащихся, процесс выполнения речемыслительных заданий, в результате которого речевой материал должен запоминаться непроизвольно, постоянное включение повторения речевого материала в процессе всего урока, комбинирование, перефразирование речевого материала, включённого в упражнения, информативность учебного материала, вызывающая интерес учащихся- новизна элементов учебного процесса;
принцип индивидуализации включает свойства личности учащегося.
Свойства личности учащегося

Личностные Субъектные Индивидные
Индивидные свойства –индивидуальность ,в виде определённых природных свойств человека: темперамента, задатков, органических потребностей, составляющие природную основу индивидуальности.
Субъектные свойства и субъектная индивидуализация -продуктивность деятельности отдельного человека, зависящая не только от его способностей, но и от индивидуально-своеобразного сочетания приёмов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее её выполнение данным человеком.
Индивидуальные задания для учеников со слаборазвитыми субъектными свойствами должны содержать описание алгоритмов и указания на способы оптимального выполнения.
Необходимо применять методические материалы, различные по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающие своеобразие приёмов учебной деятельности ученика, но приводящие в конечном счёте к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени.
Без субъектной индивидуализации не выполняется одно из назначений методики - учить учиться, не развивается способность к самообразованию.
Личностные свойства учащихся и личностная индивидуализация- сущность человека, включающая жизненный опыт учеников, сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей, мировоззрение, эмоционально-чувственную сферу, статус личности в коллективе (популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнёров, назначение ведущего в речевых группах и т.д.)
Общественные, общезначимые ценности должны быть осознаны личностью как её собственные.
Учитель должен соотносить приемы учения с личностными, субъектными и индивидными свойствами каждого ученика – это и есть индивидуализация процесса иноязычного образования.
Существуют подходы к реализации принципа индивидуализации: традиционный ( диагностическое тестирование учащихся, определение по итогам тестирования уровня подготовленности, разработка и использование (на отдельных занятиях) индивидуальных заданий); коммуникативный (выявление субъектных, личностных и индивидных свойств учащихся, разработка приемов учения по отношению к каждому учащемуся).
В основе принципа индивидуализации лежат приёмы учения:
целенаправленная помощь в «критических точках» урока, в зависимости от наличия или уровня той или иной способности,
использование опор различного типа(смысловых и содержательных, вербальных, иллюстративных и схематических),
очередность опроса,
варьирование времени на подготовку ответа, где слабые обычно получают тройную порцию времени ( они успевают разобраться в розданном им индивидуализированном раздаточном материале, обдумать ответ, проговорить, прочесть, что нужно),
использование опережающих индивидуализированных заданий, когда ученику со слабым уровнем подготовки и отсутствием некоторых способностей заранее предлагается специальная карточка, по которой на уроке он лишь освежает то, что подготовил,
использование заданий разного уровня сложности (главным образом в домашних заданиях),
использование дополнительного внепрограммного занимательного материала (для сильных),
оказание помощи слабым со стороны сильных,
более частый опрос учащихся со слабыми способностями, приучающий работать на протяжении всего урока,
выполнение допол. упражнений учениками с низким уровнем развития тех или иных способностей.

Исходя из принципа коммуникативной направленности, при проведении урока иностранного языка, следует придерживаться на уроке следующих рекомендаций:
1. Вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, подобрать ситуацию, которая бы показала учащимся действие этой единицы в общении: что с ее помощью можно сообщить, узнать, назвать, выразить.
2. Поскольку усвоение материала возможно при многократном повторении, обеспечить учащимся «повторение без повторения», что достигается привнесением чего-то незначительно в высказывание по ситуации, исходя из реальных условий обучения в конкретной группе учащихся.
3. Известно, что устное общение есть активное взаимодействие говорящего и слушающего. Сделать так, чтобы в ходе овладения материалом обеспечить активное участие самих учащихся. Не выступать в качестве единственного источника, стимулирующего процесс общения.
4. Организуя общение на основе усеваемого материала, создавать благоприятные условия, располагающие к общению, чтобы учащимся доставляло удовольствие слушать, говорить, читать и писать на изучаемом языке. Не показывать своего раздражения неумением ученика выполнить задание, вселять в них уверенность в том, что они продвигаются в овладении языком, больше подчеркивать их успехи, чем неудачи.
5. При чтении главное внимание учащегося обращать на смысловую сторону читаемого, а для этого шире использовать задания коммуникативного характера: о чем узнал, как к этому относишься и т.п. Не давать повторного прочтения текста, не меняя задание.
Таким образом, сущность коммуникативно-когнитивного подхода- коммуникативный урок, где присутствует диалог между учеником и учителем, основанный на смене ролей, ориентация на перспективную самостоятельность / автономность учащегося в учебных ситуациях, разнообразие методов.
Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что это подход с новым взглядом на процесс обучения, в котором и есть «тайна», вызывающая интерес у учащихся к изучению иностранного языка.
2.Создайте 3 ситуации, служащие стимулом к говорению, к уроку иностранного языка по теме: «Школа будущего».
Урок закрепления знаний. Учащиеся уже познакомились с новыми лексическими единицами по теме « Школа будущего».
1 ситуация. ( T-S-S)
T.- I had a dream in which you saw the school of the future.I'm not sure it will be such a school.And what school you represent the future?
S ( рассказывает о своём взгляде на школу будущего)
S ( свою точку зрения на данную тему);
или:
2 ситуация.
S-S-S- T …( ученик рассказывает о школе будущего, а другие, слушая учащегося- соглашаются или не соглашается с мнением ученика, а учитель , слушая учащихся, подводит итог).
The student is trying to change the opinion of another student or agree.
Урок обобщения знаний.
ситуация.
T-S-S-S
T. In the IT lesson you have built the algorithm of the project" school of the future".Try to make the algorithm school of the future.
S- S….
3. Как Вы реализуете принцип индивидуализации на своих уроках? Приведите примеры
Хочу поделиться небольшим опытом при работе со слабоуспевающими детьми.
При изучении темы « Мои летние каникулы» раздаю слабым ученикам карточки, в которых разработан алгоритм , побуждающий к говорению:
1.To remember about the use of the past simple time.2.Don't forget about keywords that can be used in this time.3.Pay attention to the use of irregular verbs ( at the end of the tutorial)4.Good luck.