Примерные задания на урок Зрительно-моторная символика

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ
* «Почтальон» *
У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия.
* «Магазин» *
Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая педагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.
* «Для кого картинка?» *
У детей в руках символы различных звуков. Педагог показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом звук.

* «Что на елочке висит?» *
Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из лежащих на столике.
* «Цветик-семицветик» *
Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции.
* «Нам пришло письмо из Звукограда» «
Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных или согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звукович-ки. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети называют слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно.
* «Волшебная карусель» *
Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.
* «Чудесная удочка» *
На конце нитки у маленькой самодельной удочки магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические зажимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.
* «Какой игрушки не стало?» *
Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названия которых дети четко произносят и запоминают. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и найти соответствующий символ среди лежащих на столе.
* «Вспомним сказку» *
Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.
* «Разберем и соберем» *
Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.
* «Разные загадки кота Васятки» *
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.

15