Открытый урок ОРКСЭ на тему Добро и зло в рамках школьной лаборатории


Открытый урок «Основы светской этики» в 4 классе
( в рамках школьной лаборатории)
Провела учитель начальных классов I квалификационной категории
МАОУ СОШ № 30, г. Березники, Шаймухаметова Татьяна РауфовнаЦель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
Основные термины и понятия: добро, зло.
Ход урока
Актуализация знаний: СЛАЙД - 1
У: - Сейчас вы прослушаете песню в исполнении Владимира Мигуля и Валентины
Толкуновой.
У: - Подумайте о чём эта песня ? Главная мысль песни? И слово антоним ему будут темой
нашего урока
(звучит г/з Владимир Мигуль « Доброта»)
У: - Какова главная мысль?
(Красоту уносят годы. Доброту не унесут)У: - Подберите слово – антоним к слову «Добро» (Зло)
Сообщение темы урока.
У:- Тема урока «Добро и зло» СЛАЙД – 2
У: - С чем у вас ассоциируются эти 2 понятия? (Мир и Война. Строить и разрушать. Садить и незаконно вырубать. Сеять и уничтожать. Мать и мачеха)У: - Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый
человек в своей жизни.
- Что такое добро? И что такое зло?
- Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
Постановка цели: СЛАЙД – 3
У: - На какие вопросы вы хотите найти ответы на уроке?
У: - Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы: СЛАЙД - 3
Что такое добро?
Что такое зло?
Связаны ли между собой эти два понятия?
Легко ли творить добро?
Можно ли быть добрым не проявляя доброту в делах?
Что такое подвиг доброделания?
О. Н. М
У:- Итак, что такое добро? (всё хорошее, полезное)
- Я хочу начать с мудрых мыслей. СЛАЙД - 4
Работа с учебником:
У: - Прочитайте в учебнике на стр. 39, что такое добро?
У: - Для каждого из вас добро это прежде всего кто? (Мама. Это она всегда даст добрый совет. Желает только добра.)Послушайте стихотворение Николаенко «Доброта»
(дети читают наизусть)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе ВЧЕРА.
И откуда спросишь, ты,
В доме столько доброты?!
Что от этой доброты
Приживаются цветы
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это – МАМА, МАМА, МАМА!
У: - С чем связано добро по мнению автора? (Добро связано с миром и любовью к маме, к стране, в которой живёшь, к любимому делу)
У: - Когда – то в старинной АЗБУКЕ буквы обозначались самыми близкими каждому человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мысль, Д – добро.
Азбука как бы говорила детям: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите добро!»
У: - Вот что говорил о доброте Л. Н. Толстой: СЛАЙД - 5
У: - Подберите однокоренные слова с корнем «Добр» (добросовестный, добропорядочный, доброта, доброжелательный, добреть, несдобровать)
У:- Может е ли вы назвать героев произведений с корнем «добр»? (Добрыня Никитич)
У: - Почему его так прозвали? Какой подвиг он совершил? (освободил от змея пленников из логова змеиного. Именно Добрыня выручает из беды племянницу князя Владимира) У: - Где очень часто мы встречаемся с противоборством добра и зла? (в сказках)
Практикум. Работа с карточками (сказочные герои)
У: - Перед вами карточки с героями сказок. Распределите, соответственно теме урока.
Практикум. Работа с карточками «Добро и зло» (Солнышко и ветер)
У: - Распределите слова в 2 колонки, которые помогут вам охарактеризовать положительных и отрицательных героев
У:- Какими качествами обладали положительные герои сказок? (нежность, отзывчивостью , верностью, любовью, состраданием, взаимовыручкой, добротой, сопереживанием, заботой,)
У:- А какими отрицательные? (завистью, предательством, местью, трусостью, ленью, эгоизмом, неуважением, грубостью, неумением выполнять обещания, держать слово). - В сказках в этом противоборстве что побеждает Добро или Зло? (Добро)
Как существует добро, так и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Когда мы читаем сказки, мы всегда переживаем за наших героев. Радуемся когда у них всё получается, всё исполняется.
- Сказки учат нас жить, учат добру, любви, красоте.
Притча «Солнце и ветер» СЛАЙД - 6
Ветер и солнце
Притча от Константина Ушинского
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
У: - В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорят, что «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
- А вот в жизни, всегда ли побеждает добро? СЛАЙД – 7, 8, 9, 10
(Были времена, когда люди приносили в жертву самих себя. Было и рабство где человеческая жизнь ничего не значила, – проявление зла и насилия. Крепостное право, за каждую провинность наказывали избиением до смерти. И конечно высшая форма проявления зла – это война)У: - А что является причиной зла? (Ссора, споры, высказывание замечаний в грубой форме)
- Нечасто встретишь человека, который никогда ни с кем не ссорился.
- А что чаще мы проявляем добро или зло? (зло)
А почему? (над ним мы не задумываемся: можем смеяться над чужой бедой, можем оскорбить человека – обидеть его словом)
У: Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром.
Вспомним басню Л. Н. толстого «Волк и белка»
У: - А вот как раскрыты эти понятия в словаре С. И. Ожегова: СЛАЙД –11.
«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу,
способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.
Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать
плохие поступки, разжигает вражду»
Знакомство с притчей “Бабочка” (аудиоисполнение)
Г/З(в исполнении С.Копыловой)
– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
Д: (Всё зависит от того, как ты воспитан)
У:- Творить добро – значит жить в радости.
У: - Что для вас РАДОСТЬ?
- Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... ? - Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?
- Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце.
- А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда.
И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
Есть старая поговорка: «Если можешь сделать доброе дело сегодня, то не откладывай его на завтра, ведь на следующий день у тебя может появиться возможность сделать ещё одно доброе дело»
У:- Как вы можете делать добро?
(Дети перечисляют) СЛАЙД – 12
- А кто признается, случалось ли вам делать когда – то кому – то плохо? СЛАЙД - 13
У: - В Уголовном кодексе России СЛАЙД – 14 есть специальные статьи, которые предусматривают наказание за жестокое обращение с животными и статья за истязание
У: - Можно ли быть добрым не проявляя доброту в делах? (да)
- Приведите пример (можно не ударить слабого, не задеть самолюбия легкоранимого человека. Но пройти мимо зла, не поспешить сделать добро)Это маленькая доброта – пассивная.
Бывает активная доброта, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может он делал добро другим для своей выгоды.
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает человека, который способен не только защитить слабого, помочь в беде, почувствовать несправедливость, унижение одного человека другим, но и способен бороться со злом.
У:- Понятие «Доброта» часто употребляют с понятиями «Милосердие» и «Щедрость»
У: - Как вы понимаете, что это такое?
СЛАЙД - 15 Д: (Милосердие -это готовность помочь из чувства сострадания
Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим людям,
Отсутствие скупости)В Москве поставлен памятник доктору Фёдору Петровичу Гаазу, который первым открыл гражданскую больницу и привлёк женщин по уходу за больными. Их называли сёстрами милосердия. Все свое состояние, нажитое практикою врача, Гааз отдал нуждающимся.Когда он умер, его пришлось похоронить на средства полиции.

- Быть щедрым, т. е. не ждать похвалы за сделанное доброе дело.
Высшая награда – это осознание самим сделанного добра.
У:- Доброта, милосердие, любовь к людям - огромное чудо!
У: - Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми и
совершенными?
Д:( Нет. Их нужно растить и развивать в течение всей жизни)- Мы узнаем зачем человек творит добрые дела? Что такое подвиг доброделания?
- Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.
Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу.
Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.
Предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен.
Называется «Осколки доброты».
- Положите перед собой листочек жёлтого цвета.
СЛАЙД – 16, 17
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
У: - Ваши ассоциации к слову старушка? СЛАЙД - 18
Д: (Добрая, любимица внучат, бабулечка)
- Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации? (высказывания детей)
У: - На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.
2 часть. (на розовых листочках )
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему? СЛАЙД - 19
- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)
- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
- Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)
3 часть. (на листочках сиреневого цвета) СЛАЙД - 20
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
- Почему так поступили взрослые?
- Старушка просила внимания к себе?
- Почему так ведут себя дети?
- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?
(улыбнуться в ответ)
- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
3. улыбка рождает дружбу между людьми
4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?
- Отвечает ли она им тем же?
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.
СЛАЙД – 21 Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?
.
.
- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)
- Знаете, ребята, эта старушка очень напоминает образ Ксении Блаженной (Петербургской) Слайд - 22
После смерти мужа Ксения раздала все свое имущество бедным, а сама переоделась в одежду мужа Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Бродя целыми днями по грязным, немощёным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу.
- Что несла людям Ксения? (добро)
- Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)
4 часть (на листе белого цвета; читает учитель)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно) СЛАЙД - 23
- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.
- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)
- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?
( белое, чистое, светлое, божественное)
Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)
СЛАЙД - 24
- Это её выбор. Никто не знает, почему он ею сделан. Не знаем, а позволяем себе судить.
У: - Итак, мы провели чёткую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? Приведите примеры, где, казалось бы, делая добро, мы совершаем зло.
- Приведите примеры таких случаев
Оцените ситуацию:
Ситуация 1. Маша получила “2” и для того, чтобы мама её меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате. (Маша это сделала ради своей выгоды. Она проявила активную доброту)Ситуация 2. Чтобы лучший друг не получил “2” за контрольную, Костя дал ему списать задания из своей тетрадки.» (Костя оказал «медвежью услугу»)
Воплощение образов добра и зла
- Давайте посмотрим, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла как две противоположности в жизни.
СЛАЙД – 25 - Кто на этом рисунке воплощает добро, а кто – зло? Почему?
- Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу.
Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!
СЛАЙД – 26 - Что здесь является воплощением добра, а что – зла?
Почему туча – это образ зла? Какими свойствами она обладает, что она несёт? А когда облака бывают на небе? Чем они освещаются?
СЛАЙД – 27 - На рисунке бабочки отсутствуют привычные белый и чёрный цвета, но и тем не менее, противоположные образы здесь выражены. Как? Через опалённое крыло. Здесь огонь – образ зла.
СЛАЙД – 28 - Проблемная ситуация: Есть ли на этом рисунке образ зла? Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле?(корни). Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. О чем нам хотел сказать художник? (О том, что добро хорошо совершать незаметно, в своём сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих).
Знакомство с притчей “Два волка”СЛАЙД – 29, 30, 31, 32
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.
V. Итог урока СЛАЙД - 33
Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
Домашнее задание
Всем:
Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.
По выбору:
Собрать пословицы о добре и зле.
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках”.
Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.
Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
Раздаточный материал к уроку













ПОМНИ!
Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Домашнее задание по теме «Добро и зло»
Всем:
Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь.
По выбору:
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках”.
Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.
Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
Собери пословицу: соотнеси начало и конец.
Объясни смысл каждой пословицы.
Не одежда красит человека, что дождь в засуху.
Доброе дело немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
Доброе слово человеку, тому нет времени быть добрым
Доброта – язык, на котором лучше красоты
Доброта а добрые дела.
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, само себя хвалит

Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень, агрессивность, хитрость, тактичность, справедливость, спокойствие, милосердие.