Технологическая карта урока по ОРКСЭ Добро и зло



Предмет: Основы Мировых Религиозных Культур
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
УМК: Школа России
Технологическая карта
Тема Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Цель сформировать представления учащихся о добре и зле,
Задачи ознакомить учащихся с общечеловеческими  ценностями через развитие их представлений о добре и зле,
развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе работы,
сформировать духовно-нравственные ценности, уважительное отношение ко всем религиозным культурам.
Формируемые УУД Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану, умеет оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.
Личностные: воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности: умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия Добро и зло, грех, грехопадение, покаяние, спасение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Слайд-презентация
Учебник "Основы мировых религиозных культур" А. Л. Беглов, Е. В. Саплина
Организация пространства Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Организационный момент.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; Мотивирует на урок, задаёт вопросы
Отвечают на вопросы учителя,
Делают вывод
Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что -то новое.
Как вы думаете, можно знать все на свете?
А если нельзя все знать, может, не стоит и учиться?
Слайд 1
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
II. Проверка домашнего задания
Цель:
проверить качество выполнения домашнего задания

III. Актуализация знаний
Цель.
обеспечить в начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
IV. Постановка учебной задачи
Цель:
Формулирование темы урока,
цели,
планирование совместной деятельности. Уточняет о выполнении домашнего задания
Помогает составлять пословицы, обдумать их смысл
Организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется тема урока
Помогает ученикам озвучить цели урока,
спланировать дальнейшую учебную деятельность
.
Рассказывают о выполненном домашнем задании:
Зачитывают (по желанию) свои мини – сочинения о любом из религиозных обрядах православия, ислама, буддизма или иудаизма.
Другая часть учащихся (кто составлял кроссворд со словами по изученным темам) представляют свои работы в паре
Соединяют части пословиц,
Рассуждают о смысле и значении пословиц,
Делают вывод о смысле пословиц.
Записывают в тетрадь число,
Формулируют тему урока,
Ставят цели перед собой,
Планируют дальнейшую совместную деятельность
анализируют представленные слова: обобщают, объясняют значения Слайд 2
Слайд 3
Соедини части, чтобы получились верные пословицы:
Учись доброму          
на добрые дела
Про доброе дело   
плохое на ум не пойдет
Жизнь дана           
 а злое калечит
Доброе слово лечит    
а добрый от радости
Злой плачет от зависти    говори смело.
О чём они? (о добре и зле).
Слайд 4
Сформулируйте тему нашего урока.
Как вы её понимаете?
Что такое добро?
А что такое зло?
Слайд 5
обратимся к толковому словарю
формирование умения - высказывать свою точку зрения;
владение основными понятиями по изученным темам.

формирование умения - высказывать свою точку зрения;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.Познавательные: делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные
воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке; учатся работать по совместно предложенному плану;
Познавательные делает выводы в результате совместной работы класса и учителя
VI. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель:
ознакомить учащихся с общечеловеческими  ценностями через развитие их представлений о добре и зле
.
Задаёт вопросы
Рассказывает миф о любопытной Пандоре
Направляет учащихся на нахождение правильного ответа
Даёт задание
Организует диалог с учениками, в итоге которого обобщаются ответы детей
Читают строки стихотворения
Отвечают на вопросы учителя,
Читают притчу
Анализируют её, делают вывод о том, что лаской и добром многого можно добиться
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют физминуткуРассуждают о том, что такое грех
Находят ответ в учебнике
Вспоминают рассказы из Ветхого Завета
Размышляют
в паре
Составляют общий ответ и обосновывают его своими мыслями
Слайд 6
Добро и зло творить.
Всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(Низами Гянджеви - азербайджанский поэт, мыслитель) 
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Слайд 7
Прочитайте притчу
Почему победило солнце?
Какое отношение вызывают у вас злые люди?
Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?
Прочитай с. 24– 1 абзац
Физминутка Слайд 8
Слайд 9
Любопытная Пандора никак не могла успокоиться, не узнав, что же такое дал ей Зевс. Тайно она открыла сосуд, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены.
Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея.
И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда. (из мифа)
Слайд 10
Как вы понимаете, что такое грех?
Найдите ответ в учебнике – с. 25
Грех – прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов).
В русском языке слово «грех» переводится как ошибка – погрешность, огреха, провинность, промах.
Вспомни Ветхий завет, изучаемый на уроке литературы,
Какой грех совершили Адам и Ева?
Слайд 11
Работа в паре
Рассмотрите
репродукции картин с изображением грехопадения Евы. (учебник - с. 25- 26).
Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятие грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте.
Согласно библейскому рассказу, мир, сотворенный Богом, был прекрасен. Во главе своего творения Бог поставил человека, который должен был управлять миром и хранить его. Однако человек был непослушен, в результате чего связь человека с Богом прервалась. Это непослушание стали называть грехом, а первое нарушение заповедей – грехопадением. Но Бог не хотел окончательно гибели человека. Поэтому следующая история человеческого рода представлена в Библии как своего рода воспитание человека, в результате которого человек должен раскаяться и вернуться к Творцу.
В ХРИСТИАНСТВЕ покаяние (изменение) – верный путь к спасению. Яркий пример этому описан в Евангелии в «Притче о блудном сыне» Слайд 12 развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием
овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянноеовладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности.
Познавательные делает выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.Личностные
воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела
VII. Самостоятельное чтение притчи
Цель.
Даёт задание
Организует диалог с учениками Читают притчу в учебнике
Размышляют о том, что такое покаяние Прочтите притчу, рассказанную Иисусом (учебник - С. 26 –1 абзац)
Как в Библии показан путь восстановления связи человека с Богом?
Что же является главным условием спасения в христианстве? (вера в Иисуса Христа, раскаяние, покаяние)
Почему Притча о Блудном сыне – пример покаяния? развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием
Регулятивные:
умеет оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.VIII. Итог урока
Цель:
Осознание учащимися своей учебной деятельности,
Выясняет у учащихся их мнение
Делают свой вывод
Читают притчу и размышляют о её смысле Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Слайд 13
Прочитай притчу о Добре и Зле
Как притча доказала, что на Земле больше добра?
  овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Познавательные: делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;
VIII. Рефлексия
Цель.
дать оценку успешности достижения цели,
дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока. Организует самооценку учебной деятельности.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты.
Вспомните цели урока, которые ставили перед собой и оцените свою работу на уроке.
Слайд 14
(выбрать цвет нужного смайлика)
определение общей цели и путей её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные:
умеет оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
умеет оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:
умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
IX. Домашнее задание
Цель:
Закрепление изученного материала дома, тренировка в выполнении заданий по инструкции учителя или учебника Комментарий к домашнему заданию.
Выбирают предложенные варианты выполнения домашнего задания Слайд 15
Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.
Добрым быть совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта – не пряник, не конфета.
На выбор
Написать мини – сочинение на тему «Легко ли быть добрым?»
илиСпросить у родителей об их добром поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомнить свой добрый поступок. Рассказать об этом ребятам
формирование умений планировать, действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Регулятивные: умеет оценивать правильность выполнения действия.