Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло


Технологическая карта урока
Учитель: Михайлова Александра Николаевна
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, побуждать к активным поступкам во имя добра.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, тест, аудиозаписи
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Планируемые результаты:
Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.

п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание(Планируемые результаты)
1. Организационный
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Слайд 1. Звучит песня «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»
-Добрый день, ребята!
-Что вас заставило улыбнуться? (музыка) Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.
Приветствуют друг друга и учителя.
Эмоциональный настрой
2. Постановка учебной задачи
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Создание проблемной ситуации.
 Вы правы, музыка, ваши улыбки – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Слайд 2. Давайте прочтём слова М. М. Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».
Кто для детей самый главный человек на свете? (мама).
Слайд 3.
Кто вас, детки, больше любит,Кто вас нежно так голубитИ заботится о вас,Hе смыкая ночью глаз? (Мама)
-Закройте глаза. Представьте маму, прижмитесь к ней, она вас обнимает.
Что вы почувствовали? Откройте глаза. На экране незаконченная фраза, продолжите одним словом.
Прижавшись к маме, я почувствовала…
(Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту).
- Каким одним словом (понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО)
- Посмотрите на следующий слайд и прислушайтесь.
Слайд 4.Звучит тревожная музыка
- Какие эмоции и чувства проявились у вас, слушая такую музыку? Что вы представили?
(Предполагаемые ответы: страх, ужас, смерть, темноту, войну)
- Назовите одним словом. (ЗЛО)
-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
-Назовите тему урока. Запишите тему урока в тетрадь.
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) Слушают, отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания
Записывают тему урока в тетрадь. Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Актуализация знаний
Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
- Ребята, а зачем нам это знать?
-Можно ли за 40 минут научиться быть добрым, творить добро?
- Сколько времени понадобится для этого?
- Правильно, всю жизнь. А сейчас вспомним пословицы на тему сегодняшнего урока.
Слайд 5. Соедините начало и конец пословицы о добре.
* Жизнь дана на добрые дела.* Не хвались серебром, а хвались добром.* Плохо тому, кто добра не творит никому.* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.* Мир строит, а война разрушает.* Доброе слово доходит до сердца.
Слайд 6. Проверка
- А как вы думаете, что такое добро?
- А что такое зло?
- Можно ли сразу разобраться в этих вопросах?
- Вы хотите в этом разобраться? Размышляют
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
4. Работа по теме
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13)
Работа в группах:
1 группа – находят объяснение понятия «добро» на с.12 учебника, дают объяснение одноклассникам. 2 группа –  находит по словарю Ожегова объяснение понятия «добро», рассказывает одноклассникам.
С.И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
3 группа –  находят объяснение понятия «зло» на с.13 учебника, дают объяснение одноклассникам.4 группа – находит по словарю Ожегова объяснение понятия «зло», рассказывает одноклассникам.
С.И. Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
5 группа – читают 1 абзац с. 13, конкретизируют понятие добрые дела.6 группа – читают 3 абзац с. 13, конкретизируют проявление зла.
Слайд 7. Вывод: Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО? Добро и зло находятся в постоянной борьбе.
– Запишите в ваши тетради понятия и определения «добро» и «зло». Работа в группах:
Работают в группах.
Читают тему урока в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимаемый материал.
Записывают вывод в тетрадь
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. ФизминуткаЦель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации Слайд 8. Звучит песня «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»
Выполняют гимнастику 6.
8.
9. Первичное закрепление
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Закрепление основных этических понятий
Цель: выявить наиболее распространенные проявления добра и зла; углубить сущность известных понятий
Итоги урока
Цель: выяснение достигнутых результатов
 Мы с вами сказали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда, где добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)
Слайд 9.
– Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?
- Какие поступки и качества вы можете назвать злом, а какие добром?
Вывод
Снег валил, клубились тучи,Гнулись сосны до земли,Злые люди в лес дремучийСиротинку отвели.Замолчать заставилиЗамерзать оставили.
Русская народная сказка «Морозко»
– За что была вознаграждена падчерица?– Какое качество руководило поступками мачехи и её дочери?
С грядки старушка цветок сорвалаДевочке Жене его отдала.В цветке, лепестках есть волшебная силаИх девочка Женя о чём-то просила.Что надо сказать лепестки обрывая?Как называется сказка такая?
Лети, лети лепесток, Через запад на восток,Через север, через юг,  Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли,Быть по-моему вели В. П. Катаев «Светик – Семицветик»
– Почему первые шесть желаний не принесли удовольствия Жене?
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.Старик вышел к морю,Он невод забросил.Кого-то поймаетИ что-то попросит.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
– За что была наказана старуха?
Кушай яблочко, мой свет.Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
– Почему царица решила отравить царевну?
Выполнить тест. Тест ДОБРО И ЗЛО.Слайд 10.
- Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло.
«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» Г. Гегель
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 
Дети выводят правила. Слайд 11
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим. И др.
- Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Что вы узнали? Что поняли?
- Итак, путь к доброте очень долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
-Вы готовы к этому? Дети приводят примеры.
Высказывают предположения
Слушают, отвечают на вопрос
Самостоятельная работа
Выводят правила. Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
10. Домашнее задание
Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание Дифференцированное задание
- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно». Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей 11. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Создание условий для рефлексии Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Пусть эпиграфом к нашему следующему уроку станет стихотворение А. Лесных:
Как бы жизнь не летела-Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.
Давайте закончим урок хорошей песней из мультипликационного фильма «Маленький Мук», которая называется «Дорога добра».
-Спасибо за урок. Ответы учащихся.
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке