Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме Добро и зло

Технологическая карта урока


1. Общая часть

Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4

Тема урока
Добро и зло.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.
П. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. Овладение такими логическими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение рассуждений.
Р. Адекватное принятие и сохранение учебной задачи. Выбор действий в соответствии с поставленной задачей.
К. Общение и взаимодействие с партнёрами, обмен информацией.Умение слушать собеседника и вести диалог.
Способность работать в группе, действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Формирование ценностного отношения к доброте.
Развитие ответственности за свое поведение и слова.
Способность к адекватной оценки своего поведения.
Формирование навыков сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению.

Цель урока
Знакомство с этическими категориями добра и зла

Основные понятия, изучаемые на уроке
Добро, проявления добра, зло, проявления зла

Средства ИКТ, используемые на уроке
Компьютер, телевизор, листы с распечатанным стихотворением, клубок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Песня Фунтика о доброте, песня из к/ф " Маленький Мук", притча В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек», стихотворение Ю. Шмидта "Добро и зло"




Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

10 мин.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Прослушивание песенки Фунтика о доброте.
-Почему "всех нужнее и дороже в этом мире доброта"?
-Назовите антоним к слову "добро".

Кто делает – для себя, кто делает – тоже для себя (абхазская пословица).
– Дополните пословицу недостающими словами (добро, зло; проверка по экрану)
– Объясните смысл пословицы (закон бумеранга)
– Подберите аналогичную по смыслу русскую пословицу (Как аукнется, так и откликнется).
– Сформулируйте тему нашего урока (Добро и зло). Записать число и тему в тетрадь.
- Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? (показ иллюстраций с изображением добрых лиц, взаимоотношений)
- Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете? ( показ иллюстраций с изображением войны, насилия и т. д.)

- Запишите в тетради ваши определения добра и зла.(Через 1–2 минуты кто хочет поделиться, зачитывают определения).
. Давайте посмотрим, что думают о добре и зле авторы учебника (с. 12–13 учебного пособия «Основы светской этики»). Дети находят и зачитывают определения.

– Почему знакомство с моральными ценностями мы начинаем с добра и зла? (Основополагающие для морали и этики понятия/)




«Вижу, слышу, чувствую».










Р. целеполагание


«Вижу, слышу, чувствую».







К. взаимодействие


П. сысловое чтение

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

10 мин.
Игра-размышление. 3 правила игры:
Ведущий-учитель имеет право подать знак «тишины» (хлопок).
Уважительно задаём вопросы и внимательно выслушиваем ответы.
В процессе игры можно поменять мнение и свой выбор.
На экране 6 высказываний о добре и зле.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л. Толстой)
Добрым быть совсем, совсем непросто (слова из песни)
Не уставайте делать добро! (А. Чехов)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)
Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)
– Выберите молча высказывание, которое вам ближе, понятнее, запомните его номер.
– Закройте глаза, поднятием руки ответьте на мой вопрос. Кто выбрал высказывание № 1? и т. д. (Учитель смотрит наполняемость групп).
– Откройте глаза, разойдитесь по группам – высказываниям. (Учитель определяет место в классе для каждой группы. Дети встают так, чтобы всех видеть).
– Подготовьте в группе один вопрос по любому высказыванию. (Через 1–2 минуты учитель выясняет, к каким группам есть вопросы).
– Задайте свои вопросы по-порядку. (Через 1–2 минуты выслушиваются ответы всех участников).
– Хочет ли кто-нибудь поменять группу?(Если да, то почему?)

К. взаимодействие
( формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить высказывания)

Этап 3. Практикум

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

10 мин.
Учитель: -Как вы понимаете слова Михаила Веллера: "Добро и зло возникают тогда, когда появляется человек"? (Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора).
–Прочитайте стих-ние Ю. Шмидта и ответьте, в каких взаимоотношениях находятся понятия добра и зла? Можно ли быть в стороне от них? На чьей стороне хотите быть вы? (стихотворение раздаётся детям )
-Приведите примеры проявления добра.
- Приведите примеры проявления зла?
-Найдите в учебнике, какие поступки нельзя назвать добрами, хотя они таковыми кажутся.

- Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». (см. приложение)

- Чему учит эта притча?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?
- А как вы считаете, вас какие окружают люди?
- А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет? - Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым? - Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)







П. смысловое чтение








«Вижу, слышу, чувствую».


Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
Формируемые УУД

10 мин.
Работа в тетрадях.
Разделите лист на 2 колонки: добро и зло. Запишите свои ассоциации к каждому слову.
(затем выслушиваются ответы детей, подводится итог)
-Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? (зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно)

Игра "Паутинка добра"

Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой. Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово. .
Дети становятся по кругу и передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг друга.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).






Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность
этапа
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
Формируемые УУД


5 мин.




В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки в море добра. Давайте назовём
" Золотые правила доброго человека." (Учащиеся называют правила)Например: - Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. - Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете. - Защищайте девочек, маленьких детей. - Не допускайте грубости. - Старайтесь во всем помочь ближнем. - Будьте добрым человеком! - Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и
поступки живут в веках. - Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие
становятся добрее и симпатичнее. - Учись добру у добрых! - Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Допиши в тетради предложения:
1) Я раньше не знал (а), а теперь знаю, что...
2) Я понял (а), что...
3) Я постараюсь...
Исполняют песню "Дорога добра"



Р. коррекция























К: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание
1) Составить и записать в тетрадь памятку " Золотые правила доброго человека." 2) подобрать пословицы о добре и зле






Приложение к уроку 5. Добро и зло

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
Ю. Шмидт

Обыкновенный человек.

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. – Что это за человек? – спросил внук деда. – Это не человек, – ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. – Что это за человек? – спросил внук деда. – И это еще не человек, – ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. – А это что за человек? – спросил внук. – Обыкновенный человек, – ответил дед.

15