Урок по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций с помощью программы MS Excel» (10 класс)


Басавина Светлана Сергеевна, преподаватель спецдисциплин КОГПОАУ КП и АС
Урок по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций с помощью программы MS Excel»
Класс: 10Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.Цели урока:
Образовательная:
научить применять табличный процессор Excel для преобразования графиков тригонометрических функций.
Развивающие:
закрепить основных навыков работы с электронными таблицами;
научить применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
углубить представления обучающихся о взаимосвязи предметов и прикладной ориентации курса информатики.
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, расширение кругозора.
Технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии;
Исследование в обучении;
Здоровьесберегающая технология.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Раздаточный материал: листы самооценки, инструкционные карты.
План урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Формулирование темы, цели и задач урока.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Обобщение и систематизация.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
8.Рефлексия.
Ход урока
1. Орг. момент.
Проверка готовности обучающихся к занятию и  наличия раздаточного материала.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.
На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Преобразование графиков тригонометрических функций» и вам было задано поработать с конспектом лекции.
 2. Проверка домашнего задания.
У каждого на столе лежат листы самоконтроля, в которых вы будете проставлять себе баллы за правильные ответы.За каждый правильный ответ 1 балл.
Работаем с презентацией.
Вопросы к студентам:
В чем отличие графиков тригонометрических функций и ? 
В чем отличие графиков тригонометрических функций и ?(, - , - ) Какой наименьший положительный период имеет каждая из функций? 
Какая из тригонометрических функций является четной? 
Назовите область определения и множество значений функции  
Назовите область определения и множество значений функции
Назовите область определения и множество значений функции  
Назовите область определения и множество значений функции
Вспомнить способы преобразования графиков с помощью презентации «Преобразование тригонометрических функций»
 - параллельный перенос на  единиц вдоль оси  вверх, если  и вниз, если  
 - параллельный перенос на  единиц вдоль оси  влево, если  и вправо, если  
 - растяжение вдоль оси  в  раз, если , и сжатие в раз, если . 
 - Сжатие вдоль оси  в k раз, если k > 1, и растяжение в k раз, если 0 < k < 1.
3. Формулирование темы, цели и задач урока.
На уроках математики вы изучили тригонометрические функции и их графики, а также способы преобразования тригонометрических функций. При построении графиков тригонометрических функций необходимо учесть множество нюансов. Начертить синусоиду или косинусоиду красиво – это уже искусство, а если необходимо график растянуть, сжать или симметрично отобразить относительно какой-либо оси – это может вызвать затруднения. И здесь нам на помощь нам придут электронные таблицы MS Excel. Вы узнаете как с их помощью быстро и красиво построить график.
Тема урока «Преобразование графиков тригонометрических функций с помощью программы Excel».
4. Актуализация опорных знаний.
Повторим материал по электронным таблицам:Задание: Установить линии соответствия. 
1. Как  называется табличный процессор в пакете прикладных программ. Число, текст, формула
2. Основные объекты ЭТ? строка, столбец, ячейка
3. Основные информационные объекты,  обрабатываемые электронной таблицей А1 , В7.
4. С какого знака начинается любая формула в электронной таблице? Microsoft Excel5. Адрес ячейки , из чего он состоит   (из имени столбца  и номера строки) =
6. Формула для вычисления ,что она обозначает   (Содержимое ячейки А1….) Формат ячейки
Возьмите листы самоконтроля и проверьте правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ 1 балл.
Прежде чем сесть за компьютеры, вспомним правила поведения в компьютерном классе:- запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК;- приступать к работе с компьютером только с разрешения учителя;- не ремонтировать ПК самостоятельно;- немедленно прекратить работу при поломке ПК;- сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см , соблюдать осанку.
5. Обобщение и систематизация.
Практическое занятие
Тема: Преобразование графиков тригонометрических функций с помощью программы MS Excel.
Цель: научиться использовать возможности программы Excel для преобразования графиков тригонометрических функций.
Оборудование: ПК, инструкционная карта.
Порядок выполнения работ:
Задание 1: Построить график функции у=sin х+2 на отрезке [-6;6] с шагом 0,5.
Ход выполнения:
Открыть Лист2.
В ячейку А2 ввести х,а в ячейку В2 у=sin х+2.
Затем в ячейку А3 ввести значение -6, а в ячейку А4 значение -5,5. Выделить диапазон А2:А3 и с помощью маркера автозаполнения ввести значения аргумента х до 6.
Выделить ячейку В3. В строке формул ввести формулу =sin (А3)+2 и нажать Enter.
Выделить ячейку В3 и с помощью маркера автозаполнения заполнить значения функции до ячейки В27.
Выделить диапазон ячеек А2:В27.
На вкладке Вставка выбрать тип диаграммы Точечная с гладкими кривыми. График готов.
Задание 2: Построить график функции у=3sin х на отрезке [-6;6] с шагом 0,5.
Ход выполнения:
Открыть Лист3.
В ячейку А2 ввести х,а в ячейку В2 у=3sin х .
Затем в ячейку А3 ввести значение -6, а в ячейку А4 значение -5,5. Выделить диапазон А2:А3 и с помощью маркера автозаполнения ввести значения аргумента х до 6.
Выделить ячейку В3. В строке формул ввести формулу =3*sin (А3) и нажать Enter.
Выделить ячейку В3 и с помощью маркера автозаполнения заполнить значения функции до ячейки В27.
Выделить диапазон ячеек А2:В27.
На вкладке Вставка выбрать тип диаграммы Точечная с гладкими кривыми. График готов.
Задание 3: Построить график функции у=sin (3х) на отрезке [-6;6] с шагом 0,5.
Ход выполнения:
Открыть Лист3.
В ячейку А2 ввести х,а в ячейку В2 у=sin (3х).
Затем в ячейку А3 ввести значение -6, а в ячейку А4 значение -5,5. Выделить диапазон А2:А3 и с помощью маркера автозаполнения ввести значения аргумента х до 6.
Выделить ячейку В3. В строке формул ввести формулу =sin (3*А3) и нажать Enter.
Выделить ячейку В3 и с помощью маркера автозаполнения заполнить значения функции до ячейки В27.
Выделить диапазон ячеек А2:В27.
На вкладке Вставка выбрать тип диаграммы Точечная с гладкими кривыми. График готов.
Задание 4: Построить график функции у=sin(х+2) на отрезке [-6;6] с шагом 0,5.
Ход выполнения:
Открыть Лист2.
В ячейку А2 ввести х,а в ячейку В2 у=sin (х+2).
Затем в ячейку А3 ввести значение -6, а в ячейку А4 значение -5,5. Выделить диапазон А2:А3 и с помощью маркера автозаполнения ввести значения аргумента х до 6.
Выделить ячейку В3. В строке формул ввести формулу =sin (А3+2) и нажать Enter.
Выделить ячейку В3 и с помощью маркера автозаполнения заполнить значения функции до ячейки В27.
Выделить диапазон ячеек А2:В27.
На вкладке Вставка выбрать тип диаграммы Точечная с гладкими кривыми. График готов.
Дополнительное задание:
Построить графики функций:
y=соs x
y=соs x-3
y=0,5соs x
y=соs (1/2x)
y=соs (x-2)
Проверка практической работы и выставление баллов в листе самооценки.
6. Подведение итогов.
Подвести итог урока, чему научились на уроке. Выставить оценки по листам самоконтроля.7. Домашнее задание.
На слайде презентации – домашнее задание.8. Рефлексия.
Выбрать в папке рожицу, соответствующую настроению.