Урок нравственные ценности человека

«Нравственные ценности человека: милосердие».

Цели: поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию; развитие нравственных качеств.

Оборудование: мультимедиа установка, корзинка с карточками, набор картинок для создания аппликации «Оазис».

I. Организационный момент /звучит муз. заставка из презентации/

II.Основная часть:

II.1 Сообщение темы занятия: / слайд №1/
- Ребята, сегодня, наше занятие из цикла «Я и мой духовный мир» называется «Нравственные ценности человека» и пройдет оно в форме беседы-размышления. И я прошу вас обязательно высказывать свое мнение, при этом помнить:
Говорите просто, ясно, последовательно;
Не позволяйте себе вольных выражений;
Уважайте собеседников и их мнение.

II.2 Повторение пройденного:
- Прежде чем перейти к основной теме занятия давайте вспомним, что такое нравственность?
/Ответы детей/
- Все правильно /слайд №2/
Нравственность – система норм и правил определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие ценности: любовь к родине, доброту, трудолюбие, милосердие и т.д.

II.3
- О таких нравственных ценностях как доброта, трудолюбие, честь мы с вами уже говорили. Сегодня мы поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего занятия будут такие слова
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» / слайд№3/
- Так что же такое милосердие и почему нельзя без него прожить ?
- Как ВЫ понимаете слово милосердие, какие поступки говорят о проявлении милосердия?
/ответы детей/
- Молодцы ребята.
Милосердие / слайд №4/ - это готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия.
- Вслушайтесь в слово МИЛОСЕРДИЕ - милость сердца, быть милосердным значит проявлять милость, любовь и заботу.

II.4
-Очень часто в наше время мы сталкиваемся с равнодушием и жестокостью.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил в его протянутую руку.
-Как вы думаете человека совершившего такой поступок можно назвать милосердным?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
/ слайд №5,6/
-Откуда в людях равнодушие?
- Почему бездушие, жестокость стали нормой?
- Согласны ли вы с мнением философом Саади?
/ответы детей/

II.5
- Знаете, один мудрый человек еще в V веке до нашей эры говорил:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, кто храбр необязательно милосерден»./Конфуций/ слайд№7/

- Как вы думаете, почему он так сказал?
/ответы детей./ Подвести детей к выводу, что милосердный человек должен обладать определенными нравственными качествами личности.
- А какими нравственными качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам сходить на «ярмарку достоинств»:
В этой маленькой корзине
Много качеств разных есть
Всех их нам не перечесть
Выбирая не спеши
Бери, что важно для души.
/в корзине человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть и т.д./Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек. / слайд №6/
- Конечно ребята, человек, который обладает такими положительными качествами личности, будет всегда готов прийти на помощь, проявить милосердие.

II.6 Примеры милосердия
- Всегда во все времена были люди, к которым приникали как к источнику света, теплоты и всечеловеческой любви.
/привести примеры из истории, современной жизни, рассказать о конкретных поступках, недавних событиях/

II.7 Творческое задание
- А как вы думаете, стоит ли быть милосердным в наше время?
- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
- Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких случаях?
Подвести детей к выводу, что без милосердия невозможно жить в мире.
- Представьте ребята, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Давайте создадим свой оазис. Пусть наши добрые, милосердные дела превратятся в ручьи, цветы, голубое небо и теплое солнце, птиц и зелень деревьев.
Дети делают коллективную творческую работу рисунок или аппликацию «Оазис». Объясняют, какие милосердные дела совершенные ими превратились в цветы, ручьи и т.д.

Итог занятия
- Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи.
Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находится на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.
Совершая поступки милосердия, каждый человек вкладывает в них свою душу. И всем нам предстоит постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. Недаром в народе говорят: «Кто сочувствует горю ближних, будет иметь свою долю в их радости»./ слайд №9/
Завершить наше занятие позвольте стихами: / слайд №10/
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив , что день
Не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.

- Пусть ваши дни и годы будут прожиты не зря, ведь умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Вот почему без сострадания, милосердия невозможно прожить в мире.



15