Разработка урока «Моральные отношения и нравственные ценности» (практикум)


Рябошапка Татьяна Павловна
Учитель правоведения, высшая категория
Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №49
Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Урок №19Тема «Моральные отношения и нравственные ценности»
Цель:
-закрепить, обобщить знания, основные понятия и термины, связанные с определениями «мораль», «долг», «совесть»;
-раскрыть смысловые понятия «моральный выбор», «ответственность», «свобода»;
-формировать понимание роли морали, её регулирующей функции в жизни общества, значения морального выбора, ответственности за свой выбор, свои поступки;
-формировать умения и навыки критически мыслить, делать выводы, излагать собственную точку зрения, общаться, эмоционально откликаться на нравственную проблему.
Форма занятия: практикум
Оборудование урока: презентация к уроку (слайды), карточки с заданиями, бумага, маркера.
Ход урока:
На экране высвечивается эпиграф к уроку:
«Глаза у нас намного выше ног
В том смысле вижу я особый знак
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть пред тем, как сделать шаг»
Расул Гамзатов.
Учитель: Эти слова великого поэта призывают нас к тому, чтобы мы, прежде чем сделать что-либо хорошенько все взвесили и продумали. Особенно это актуально сегодня, когда жизнь навязывает молодым людям стереотипы асоциального поведения и им порой очень трудно определить свою личную позицию и тогда человек оказывается в ситуации морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями. Человек в подобной ситуации должен принять альтернативное решение о своём отношении к моральным или аморальным факторам и о своём поведении. Перед ним встаёт вопрос: как мне поступить? Сегодня, ребята, вы тоже будете отвечать на такой вопрос.
Класс разбивается на три группы по принципу:
1 группа: ученики, придерживающиеся мнения, что выход существует из любого положения;
2 группа: ученики категорически против такого утверждения;
3 группа: ученики, которые не знают, как им ответить на поставленный вопрос.
Учитель: вот вы и сделали свой первый выбор и пусть это не моральный выбор, но он характеризует вашу позицию и даёт вам право отстаивать свою точку зрения. Ученики 3 группы тоже сделали свой выбор, так как даже в том случае, если мы ничего не выбираем, мы тем самым все-таки выбираем.
А теперь рассмотрим две моральные ситуации (предлагаются моральные ситуации из рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Чёрный пожар» и из пьесы К. Тренёва «Любовь Яровая»1.Семён Кряжов из рассказа В.А. Никифорова-Волгина “Чёрный пожар” стоял на карауле после занятия хутора. Вдруг он услышал стон: “Братцы, помогите” Пошёл. Глядит – человек лежит. Свой брат – военный. А на плечах погоны золотые…Белый значит. Совсем юноша. Поднял его, дал воды из фляжки попить, рану перевязал, дал закурить. Сидят и покуривают. И забыл Семён, что 1. Красноармеец около врага-золотопогонника сидит. Увидели бы красные…было бы!.. Взвалил он офицера на плечи и понёс к лесу. Вдали огни горели. Белые ваши там! – говорит Кряжов офицеру. – Ползи теперь, браток. Никто тебя не обидит.
2. Любовь Яровая, героиня одноименной пьесы К. Тренёва вступила на революционный путь. Спустя 2 года после потери мужа (она была уверена, что он погиб) встретилась с ним. Михаил Яровой оказался в лагере белых. Не колеблясь нисколько, Любовь Яровая передаёт его в руки комиссара Кошкина, зная, что его немедленно расстреляют.
Вопросы:
1.Почему Семён Кряжов спасает незнакомого ему белого офицера, а Любовь Яровая предаёт своего мужа?
2.Какие чувства ими движут?
3.Как бы вы поступили на их месте? (При обсуждении вопросов необходимо подвести учащихся к выводу, что долг перед революцией велит убить врага, а милосердие-спасти его. Семён Кряжов и Любовь Яровая сделали свой моральный выбор).Учитель: Мы пришли к выводу, что человек сам решает, как ему поступить: выбрать между добром и злом, моральным и аморальным, то есть человек свободен в своём выборе. Ключевое слово здесь «свобода».
Задания группам: графически или с помощью рисунка объяснить значение термина «свободный выбор» (Представитель каждой группы объясняет значение своего рисунка. Учителю важно при обсуждении подвести учащихся к мысли, что свободный выбор это ещё и ответственность )Учитель: Из курса правоведения мы с вами знаем, что мораль складывается в обществе и воздействует на человека в форме моральной нормы, а мораль выступает как совокупность норм деятельности и поведения. Вспомним:
1.Что такое моральная норма?
2.Что такое моральный долг?
3.Как взаимодействуют мораль и право?
Учитель: Итак, в моральной норме не содержится указания на достижение конкретного результата в определённой деятельности. В ней содержится требование, призыв, которым должно следовать в любой деятельности. Рассмотрим следующие ситуации:
1. Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно-Десантного Училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.
2.В 1841 корабль Уильяма Брауна, на борту которого находилось 82 человека, столкнулся с айсбергом. Для спасения из чрезвычайных ситуаций имелись два катера, в которых худо-бедно разместились люди. Однако из-за сильной непогоды и перегруженности катеров жизни людей всё ещё оставались под угрозой. Капитан корабля прекрасно это понимал, также как и то, что обязан сделать выбор: смириться с текущим положением дел и принять гибель, либо пожертвовать жизнью одних, чтобы спасти остальных. Уильям Браун остановился на втором варианте: людей выталкивали из катеров прямо в ледяные волны. Разумеется, сие происшествие не осталось незамеченным. По прибытию в Филадельфию капитан был осуждён. Правда, учитывая ситуацию, признали, что личной неприязни к погибшим Браун не испытывал и пошёл на это, спасая большинство. Поэтому приговор был смягчён.
3.История о некой Патриции Хёрст. Девица была довольно мерзкая и сама по себе внимания не заслуживает: этакий богатенький поросёночек. Патриция была дочерью богатейшего человека, миллиардера, газетного короля. И было у неё решительно все, что можно пожелать. А пожелала она собрать банду, грабить банки и убивать людей.
Учитель: Истории эти действительно имели место в нашей жизни, известна и ответственность наступившая за совершённые деяния, хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
Мозговой штурм:
1.Как связаны эти факты со свободой выбора и ответственностью человека?
2.Всегда ли человек должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия?
3.Должен ли суд осудить этих людей?
4.Если человек любит угождать своим капризам и не хочет думать о последствиях или привык, чтобы кто-то решал за него, можно ли считать такого человека свободным? ( В процессе обсуждения учитель должен подвести учеников к выводу, что основными регуляторами в жизни человека является мораль и право)
Учитель: Для решения вопроса о моральном выборе необходимо затронуть ещё одну немаловажную проблему.
Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора. Здесь мы сталкиваемся с проблемой оценки и самооценки. «Человек… есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905 — 1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это правило и для самооценки?
Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок. Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».
Творческое домашнее задание: Моральный выбор дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают. Оцените ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону и напиши эссе, самостоятельно дав ему название.

Список использованных источников:
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, - М.: Смысл, 1998
Вагин И.О. Практическая психология. М. 2000.
Путченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М. РПА.1992.
Festival.1september.ru/artikles/212061/ 26/02/2016
Psichov/net/moralnaya-dilemma/26/02/2016,27/02/2016
Anima-vita/ru/2015/02/moralnaya-dilema/26/02/2016