Разработка урока гражданственности Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества


Урок гражданственности в 7 классе
Тема 10. Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества
Цели: ознакомить детей с нравственной категорией добра, дать представление о его значении в жизни человека и в межличностных отношениях. Воспитывать у учащихся нравственные социально значимые качества личности. Вырабатывать положительные привычки поведения.
Основные термины: мораль, нравственные ценности, добро и зло
Форма организации образовательного процесса: урок – дидактическая игра.
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт!
Ш.Руставели
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)
Я желаю вам хорошего настроения.
На нашем уроке присутствуют гости:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Сегодня наш урок посвящен качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам нужно послушать стихотворение и постараться догадаться, о каком качестве идет речь?
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Да, сегодня мы будем говорить о доброте. 
Учитель. Знаете, ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”, сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!” Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
3. Постановка цели
- А сейчас мы сформулируем цели нашего урока.
- После этого урока вы сможете: - ознакомить детей с нравственной категорией добра и зла; дать представление об их значении в жизни человека и в межличностных отношениях;- развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать поступок; вырабатывать положительные привычки поведения- воспитывать нравственные социально значимые качества личности; пробуждать стремление совершать добрые поступки;
- Что же такое нравственная ценность? Как вы считаете?
Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом; положительная значимость чего-либо. Бывают ценности духовные и материальные.
- А как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относится к людям.
Существует Золотое правило нравственности: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!»
По словам Блеза Паскаля: « О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни!»
Добро и зло… Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… Добро… Что же это такое?
- Что же означает слово Доброта? Подумайте над этим вопросом в течении просмотра клипа. (видеоклип «Бусы»)
- Можно ли назвать поступок маленькой девочки добрым? Почему?
- Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)
- Так что же такое доброта? (слушаются ответы детей)
Учитель: обобщает:
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
- Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки.
4.Основная часть.
- Мы уже сегодня говорили о доброте, а что же такое «Добро»? (Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними)
Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
- С каким цветом у нас ассоциируется добро? Приклеиваем солнышко!
-А сейчас я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик.
Просмотр видеоролика про бабочку« Все в твоих руках».
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».
Беседа по содержанию
- Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»?
-Почему мудрец так ответил? Согласны ли вы с мудрецом?
-А что вы скажите о человеке? ( Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)
– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
Ученик. Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Каждый решает для себя которого из двух волков кормить, поэтому и за то, что происходит в жизни, в следствии такого выбора, несёт ответственность сам.
Социологический опрос учеников (Выходят подготовленные ученики)
Готовясь к уроку, мы решили провести небольшой социологический опрос, чтобы выяснить, что думают люди о таких понятиях как добро и зло. И хотели бы с вами поделиться результатами этого опроса.
Что думают о добре и зле ВЗРОСЛЫЕ!
По представлениям бабушек и дедушек, проживших долгую жизнь, добро – это труд, а зло – это отсутствие труда, что ведет к бедности.
Добро и зло – это: здоровье и недуг, старое доброе и новое чужое, веселье и несвобода, нравственность и безнравственность.
Люди среднего поколения говорили, что семья – добро, основополагающая категория человеческого существования. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей – всё это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному – плохо.
Что думаю о добре и зле СТАРШЕКЛАССНИКИ! По представления старшеклассников, добрый человек – тот, который не знает зла, поскольку зло заразительно. По их мнению, добро и зло надо рассматривать в их единстве и противоположности.
Добра должно быть много (размер слона), а зла – мало (с фалангу мизинца). Зло – тень между деревьями, а добро – свет, который светит на них.
Ответы НАШИХ СВЕРСТНИКОВ!
Дети долго думали. И вот как они ответили.
Самое большое на свете добро:
4 ученика ответили, что это когда человек не злой;
Ещё 4 ученика – когда мир;
Трое – когда есть мама и папа;
Ещё 3 – чтоб помогали;
2 ученика ответили, что самое большое добро – это дружба;
Двое –спасти друга;
А ещё два ученика ответили, что это – деньги.
Самое большое на свете зло:
12 учеников считают, что это – война;
2 ученика - это смерть;
Трое ответили, что зло – это пьянство и курение;
А ещё трое – это воровство.
- А теперь поговорим о понятии, противоположном добру. (Зло)
Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
Что такое Хорошо и что такое плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
- Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;
- Быть корыстолюбивым;
- Обижать и не любить животных;
- Требовать у родителей того, что не заслужил трудом;
- Давать пустые обещания, нарушать слово;
- Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
- Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
- Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;
- Пустословить;
- Смеяться над увечными;
- Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – "хорошо", это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – "плохо", это подлость, измена, предательство, грех. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
- С каким цветом у вас ассоциируется зло?
- Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
_Зло –это то, что мораль стремится исправить; антиценность, т.е. нечто не совместимое с нравственным поведением.
Зло – это всё то, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу.
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гараздо лучше, чем большое зло!
Игра « Капельки»
- Какие примеры проявления зла вы можете привести.
- На столе у вас лежат капельки, возьмите её и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое.  (ученики выполняют задание)
Пример
- Лениться и бездельничать;
- Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них;
- Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горе;
- Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
- Быть жадным, негостеприимным;
- Давайте закрепим их на доске. ( Дети свои капельки закрепляют на доске )
- Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло, и как это сделать? ( Ответы детей)
- Выберите солнечные лучики и напишите на них добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло.  ( Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла лучики с добрыми поступками. ( Дети по очереди закрепляют свои капельки)
Пословицы
Подведение итога игры:
 - Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.
Игра « Поляна доброты»
- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь  не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. ( Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)
- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. ( Дети  размещают свои цветы)
- У нас получилась «Поляна доброты». 
Итог урока
- Наш урок подошел к концу, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?
- Скажите, можно свое сердце научить добру?
Давайте беречь добро! Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас!
Добро и зло несложно различить.И каждый сам, наверно, представляет:Что есть добро. И что такое зло.И самый маленький, наверно, понимает,Как жить легко с добром, со злом как тяжело.
Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».Доброта — она от векаУкрашенье человека…
-Вы еще дети,  впереди у вас много  славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, и самое главное добрыми. Спешите делать добро!
Мы благодарим наших гостей за то, что нашли время и поприсутствовали на нашем уроке. Желаем вам благополучия, мира и конечно же добра!
Видео «Твори добро!»