Рабочая программа по внеурочной деятельности Маршруты родного края (ФГОС) для 6 класса


Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Маршруты родного края» разработана на основе следующих нормативных документов:  
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;  
Рабочей программы на 2016-2017 гг. по географии учителя географии Левиной М.В.
 В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.  Главная особенность курса «Маршруты родного края» - познакомить пятиклассников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, на основе краеведческих знаний сформировать интерес к этому предмету, научить юных обучающихся внимательно смотреть на окружающий мир, природу своей местности, понимать язык живой природы.
Цель изучения курса «Маршруты родного края» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды ,обеспечения безопасности жизнедеятельности, воспитание патриотизма.
Основные задачи курса:  
формирование системы краеведческих знаний как компонента географической картины мира;
познание на конкретных примерах природы Новосибирской области многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика курса «Маршруты родного края».
Программа внеурочного курса для учащихся 5 классов является расширением предмета «География».
Основополагающими принципами построения курса являются:
-научность в сочетании с доступностью;
-практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
 Описание места учебного курса «Маршруты родного края» в учебном плане.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса естественнонаучного цикла для учащихся 5 классов.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;  
обеспечение преемственности начального общего, основного и  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования;
особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Маршруты родного края», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
1.Планируемые результаты
Личностные результаты
Учащиеся смогут:
Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.
Развивать интеллектуальные и творческие способности.
Учащиеся получат возможность:
Воспитать ответственное отношение к родной природе.
Осознать необходимость защиты окружающей среды.
Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений
2. Осваивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.
Предметные
Учащиеся должны:
1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
2. Формировать элементарные исследовательские умения.
Учащиеся получат возможность:
Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.
2.Содержание программы курса «Маршруты родного края».
Содержание программы курса «Маршруты родного края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Тема 1. Что такое туризм. Водный. Понятие о туризме. Виды туризма.
Развитие туризма в России. Туризм в Новосибирской области.
Тема 2. Отправляемся в поход. Одежда, посуда, продукты питания. Виды палаток. Виды костров. Способы приготовления пищи. Безопасность в походе.
Подручные средства. Ядовитые грибы и ягоды. Опасные животные и насекомые. Оказание первой медицинской помощи. Условные (топографические) знаки. Туристские карты. Что делать, если заблудился. Туристские термины.
Тема 3. Самодеятельный (семейный) туризм. Пеший туризм. Велосипедный туризм. Автомототуризм. Водный туризм. Горнолыжный туризм.
Тема 4.Достопримечательности родного края. География и история Новосибирской области. География и история Новосибирска. Новосибирский городской краеведческий музей. Достопримечательности Новосибирска. Достопримечательности Новосибирской области. Экскурсия. Экскурсия.
Тема 5. Проект «Мой туристический маршрут по Новосибирской области».
Подготовка к проекту «Мой туристический маршрут по Новосибирской области». Подготовка к проекту. Защита проекта «Мой туристический маршрут по Новосибирской области». Итоговый. Обобщение знаний.
3.Тематический план и календарно-тематическое планирование.
Тема 1. Что такое туризм 4 ч.
Тема 2. Отправляемся в поход 11 ч.
Тема 3. Самодеятельный (семейный) туризм 5ч.
Тема 4.Достопримечательности родного края 7 ч.
Тема 5. Проект «Мой туристический маршрут по Новосибирской области» 7ч.
№ дата Тема занятия Методы УУД
1. Тема 1. Что такое туризм (4 ч.)
Водный. Понятие о туризме. Беседа (теория) Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Уметь работать с новыми понятиями.
2. Виды туризма. Беседа (теория) Уметь работать с новыми понятиями.
3. Развитие туризма в России. Беседа (теория) Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
4. Туризм в Новосибирской области. Беседа (теория) Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
5. Тема 2. Отправляемся в поход (11 ч.)
Одежда, посуда, продукты питания. Групповая работа Уметь работать самостоятельно и в группе
6. Виды палаток. Беседа (теория)
групповая работа
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
7. Виды костров. Способы приготовления пищи. Беседа (теория)
групповая работа Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
8. Безопасность в походе. Практическое занятие, групповая работа Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
9. Подручные средства. Практическое занятие, групповая работа Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
10. Ядовитые грибы и ягоды. Беседа (теория)
самостоятельная работа Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения.
11. Опасные животные и насекомые. самостоятельная работа Перерабатывать полученную информацию. Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
12. Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие, групповая работа Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
13. Условные (топографические) знаки. Туристские карты. коллективные творческие дела Уметь работать с новыми понятиями.
14. Что делать, если заблудился. Групповая работа Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.
15. Туристские термины. Беседа (теория) Уметь работать с новыми понятиями.
16.
Тема 3. Самодеятельный (семейный) туризм (5 ч.)
Пеший туризм. коллективные творческие дела Уметь работать самостоятельно и в группе.
17. Велосипедный туризм. коллективные творческие дела Перерабатывать полученную информацию.
18. Автомототуризм. коллективные творческие дела Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения.
19. Водный туризм. коллективные творческие дела Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
20. Горнолыжный туризм. коллективные творческие дела Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
21.
Тема 4.Достопримечательности родного края (7 ч.)
География и история Новосибирской области. Беседа (теория) Формирование навыков творческой деятельности. Уметь работать самостоятельно и в группе. Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
22. География и история Новосибирска. коллективные творческие дела Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
23. Новосибирский городской краеведческий музей. Групповая работаУметь ориентироваться в музее. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
24. Достопримечательности Новосибирска. Беседа (теория) Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
25. Достопримечательности Новосибирской области. Беседа (теория) Формировать ситуацию  рефлексии и самодиагностики. Уметь ориентироваться во время экскурсии.
26. Экскурсия. Практическое занятие, групповая работа Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
27. Экскурсия. коллективные творческие дела Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
28. Тема 5. Проект «Мой туристический маршрут по Новосибирской области» (7 ч.)
Подготовка к проекту «Мой туристический маршрут по Новосибирской области» Практическая работа исследовательского и творческого характера. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
29. Подготовка к проекту. Практическая работа исследовательского и творческого характера. Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.
30. Подготовка к проекту. Практическая работа исследовательского и творческого характера. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
31. Защита проекта «Мой туристический маршрут по Новосибирской области». Практическая работа исследовательского и творческого характера. Малая конференция. Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
32. Защита проекта. Практическая работа исследовательского и творческого характера. Малая конференция.
Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Оформлять свои мысли в устной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
33. Защита проекта. Практическая работа исследовательского и творческого характера. Малая конференция. Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.
34. Итоговый. Обобщение знаний. Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.