Урок по русскому языку Заглавная буква в именах собственных (2 класс)

Тема: Заглавная буква в именах собственных
Цель урока: Формировать правописание слов с заглавной буквы - имен собственных.
Задачи: Образовательные:          Расширять  знания о именах собственных  в именах, фамилиях, отчествах, названиях населенных пунктов, кличках животных и др.
Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Учить правильно записывать имена собственные,
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
  Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
 Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Оборудование.
У учителя: Презентация «Прогулка по Простостоквашино»
Интерактивная доска Smart Board
Бумажные воздушные шары
У учащихся:
Тетрадь, письмо от дяди Фёдора
Ход урока
Орг. момент
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка! Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Мотивация.
- Сегодня у нас в гостях собака Шарик (слайд 1). А откуда он? (включить минусовку из м\ф трое из Простоквашино). Он нас приглашает на прогулку по деревне Простоквашино. Он обещает вам, что вы узнаете много нового и интересного. А ещё он приготовил вам сюрприз, который ожидает вас в конце прогулки.
III. Мин. чистописания.
- На шариках он нам приготовил разные задания. Вот первое из них. Откройте тетради. Запишите число, в классе. Пропишите Ш и ш. На второй строке, найдите красную строку и запишите слово шарик. (Слайд 2). Кто из вас написал слово так - Шарик или так – шарик. Допишите. Что заметили? Почему одно и тоже слово, мы можем написать по-разному? (ответы детей, проговорить правило о написании имен собственных). Молодцы! (прикрепить шарик на доску)
IV. Составление предложений.
- Второе задание (беру ещё шарик). Составьте любое предложение словом Шарик и шарик. (Включить звук собачьего лая). Давайте запишем предложение: Громко лает Шарик.(подчеркнуть Ш, затем лопнуть воздушный шарик). Запишем: Громко лопнул шарик. Повторите правило. Молодцы! (прикрепить шарик на доску)

Физминутка (Мы писали)

Словарный диктант.
- Ну что, отправляемся дальше по Простоквашино. Третье задание – Кто там? (Слайды 3,4,5,6,7). Запишите, поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую надо запомнить. Что это за слова? (Деревня, собака, корова, молоко). Давайте проверим. (Слайд 8). А у вас есть собака (корова) как ее зовут? Молодцы! (прикрепить шарик на доску).
VI. Решение учебных задач.
- Отпраляемся дальше. Четвёртое задание – Кто это? (Слайд 9, корова, кот, Шарик). А все они живут в Простоквашино? А у вас есть корова (собака, кот)? А как вы узнаёте, что она ваша? (ответы детей) Зачем давать имена-клички животным? (чтобы выделить своё среди числа других).
- Вы когда-нибудь слышали, чтобы корову называли Барбос, а кота Бурёнка? А как выбирается то или иное имя для кошки, собаки, коровы или даже для человека? (по внешним особенностям, повадкам, своему отношению - Рыжик, Дружок, Марта) Вывод: Значит, у каждого живого существа есть своё собственное имя. Молодцы! (прикрепить шарик на доску).

Физминутка
Уселся котик на окошко. И стал он лапкой ушко мыть.
И мы движение за ним Рукою можем изобразить.
1, 2, 3 – ну-ка, повтори. 3, 4, 5 – повтори опять.
Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.Хлопки в ладоши. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха и показывают «когти»
Письмо от дяди Фёдора.
- Ребята, почтальон Печкин принес нам письмо, а от кого оно (от дяди Фёдора). Пока он нес письмо, буквы потерялись(Слайд 10). Шарик просит вас помочь ему вставить буквы в слова. В конвертах лежат маленькие письма, читайте их внимательно. И ручкой вставляйте недостающие буквы. Давайте проверим. (пишу ручкой для доски). Молодцы! (прикрепить шарик на доску).
VIII. Игра «Найди имя»
- Прогулка наша подходит к концу. Посмотрите внимательно на доску. Что заметили? (имена не подходят) (Слайд 11) Шарик приготовил последнее задание – Найди жителям Простоквашино его собственное имя (работа на доске). Давайте ещё раз повторим правило написания имен собственных. Молодцы! (прикрепить шарик на доску).
IX. Итог
- Итак,для чего же мы даём имена, фамилии, клички животным, названия городам? Почему это имена собственные? Что нужно помнить при написании имён собственных? (Слайд 12, до скорой встречи)


15