Урок по русскому языку для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида «Правописание имен существительных с шипящей на конце»

Тема: Правописание имен существительных с шипящей на конце.
Цель: Формирование понятий основного элементарного курса грамматики: имя существительное, род, число, имя существительное с шипящей на конце. Формирование ЗУН правописания имен существительных с шипящей на конце.
Задачи:
Формирование и актуализация ЗУН выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём применения на практике полученных знаний.
Совершенствование умения распознавать существительные по родам;
Углубление и обобщение знаний о грамматических функциях мягкого знака.
Коррекция и развитие ВПФ ( умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие орфографической зоркости, коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.
Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.

Ход урока:
I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)
2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)
3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
4. Упражнения для мелкой моторики рук.
5. Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
II. Д.З.- проверка ( сигнал. Карточки о выполнении: Кто думает, что ему было все понятно и он правильно выполнил - поднимает красного цвета круг. Кто сомневается, что понял правильно задание и выполнил с ошибками - поднимает треугольник желтого цвета. А кто не выполнил по каким-либо причинам - поднимает квадрат синего цвета) Все, кто сомневается в выполнении домашнего задания и те, кто не выполнил, подойдите ко мне после уроков.
На каких уроках вы изучаете геометрические фигуры?
III. Актуализация знаний:
-Как называется эта буква? (мягкий знак)
- Какой звук она обозначает? ( мягкий знак звука не обозначает) - Какую работу может выполнять мягкий знак?
( выступать как показатель мягкости, служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной)
-обучающиеся 3,4 группы прописать букву Ь
- Какая часть речи чаще всего встречается в нашей речи? (имя существительное)
-Что такое имя существительное? (Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
-Приведите примеры имени существительного ? (кровать , стол, книга и т. д.)
-Как изменяется имя существительное? (По родам, числам, падежам)
-Как узнать род существительного? (подставить к слову вспомогательные слова – он мой, она моя, оно моё)
Оценивание: Те, кто верно ответил на поставленные мною вопросы, поставьте + на полях
-Мы с вами изучали имя существительные на предыдущих уроках и будем изучать и систематизировать ЗУН на последующих.

-Сегодня на уроке вы сможете получить и закрепить знания об именах существительных, учиться распознавать существительные по родам;
углубить и обобщить знания о функциях мягкого знака; получите ЗУН о правописании имен существительных ед.ч. с шипящей на конце.

Работаем на уроке по следующему плану:
Словарно-орфографическая работа;
Изучение нового материала;
Закрепление;
Самостоятельная работа;
Домашнее задание;
Оценивание вашей работы на уроке;
Подведение итога урока.
Девизом урока будет выражение: Ученье- путь к умению. Как вы понимаете это выражение?
-Записываем дату, т.у в тетрадь
IV.Словарно-орфографическая работа: дифференцированно
1,2гр.: палто, семя, ручка, морков, конки, кроват, сосулка, мебел, почтовый, варене. –подумать, записать, где надо вставить ь

3гр.: пал(ь)то, сем(ь)я, руч(ь)ка, морков(ь), кон(ь)ки, кроват(ь), сосул(ь)ка, мебел(ь), поч(ь)та, варен(ь)е.-подумать, правильно записать, используя подсказки.

4гр.: пальто, семья, ручка, морковь, коньки, кровать, сосулька, мебель, почтовый, варенье.-Записать, подчеркнуть выделенные орфограммы.
Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
Проверка со ссылкой на орфограммы.
Оценивание. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях

Готовы работать дальше?
V.Изучение нового материала.
А)На доске записаны слова. Прочитайте:- мяч, ключ, лещ, карандаш, уж, дочь, ночь, вещь, молодёжь, мышь, пейзаж. (про себя, вслух по цепочке)
-Все ли слова вам понятны? (пейзаж)
- Посмотрите в окно. Что вы видите?
- Проезжая в автобусе, поезде что вы видите в окно? (лес, деревья, природу). Вы видите пейзаж.
Пейзаж – вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изображающая природу, Словарь Ожегова, стр. 439)
В повседневной жизни вы можете наблюдать разный пейзаж, благодаря смене времен года, погоды, а также на картинах великих художников.

-Что объединяет все эти слова? ( все слова с шипящей на конце)
- Почему в некоторых словах стоит на конце мягкий знак, а в других словах его нет? (есть правило о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных)
- Можете ли вы сформулировать правило о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных? –
Вывод:
На конце имён существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак.
Б)Чтобы определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце нужно следовать алгоритму:
Внимание на доску, на карточки (на каждой парте):
1. Определи, является ли слово именем существительным.
2.Поставь слово в начальную форму.
3. Определи род имени существительного:
4. Если существительное м.р., писать мягкий знак не нужно.
5. Если существительное ж.р. и стоит в ед.числе, нужно писать мягкий знак.
Оценивание: Кто активно работал на данном этапе урока, поставьте + на полях

В) Работа по учебнику: -упр.128 на стр.81. (зад., образец учителя, работа у доски, самостоятельная работа)
Вывод: Давайте проверим как вы усвоили правило - учебник стр.82 (чт.учеником)
Оценивание: Кто работал у доски, поставьте + на полях

Ф ИЗ М И Н У Т К А
Коррекция зрения: Следим за моими движениями и сигнальными картами только глазами, не поворачивая головы.
Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.

Готовы работать дальше?
VI. Закрепление.
А) Игра: поднимаем руку: если в слове нужен Ь, не поднимаем: если не нужен Ь, проговаривая каждое слово:
Ноч..-она, моя-ж.р., шалаш.., мыш.., луч.., рож, меч, доч
4гр.-на карточках
Оценивание. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях

Б) А сейчас работаем в тетради. Отгадайте загадки, запишите отгадки в тетрадях, используя полученные знания, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки.
Если хорошо заточен он, В небе – изба, на избе – труба.
Всё легко он режет очень – Зашумело в избе, Загудело в трубе.
Хлеб, картошку, свёклу, мясо, Видит пламя народ,
Рыбу, яблоки и масло. А тушить не идёт.
(Нож) (Печь)
Признаётся он ножу: Эта маленькая крошка
- Без работы я лежу. Рада даже хлебной крошке,
Потрогай меня, дружок, Потому что дотемна
Чтобы я работать мог. В норке прячется она.
(Карандаш) (Мышь)
3,4гр. на карточках
Проверяем. У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях

Готовы работать дальше?
В) Самостоятельная работа: – Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа?
-Прочитайте слова: Ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи
-К какой части речи относятся?
-В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).
- Образуйте от них имена существительные в единственном числе. Давайте потренируемся. ключи – ключ, шалаши-?, ножи-?, врачи-?, ежи-?...
Задание:
1,2гр.:Запишите слова, изменяя их и распределяя их в два столбика.
М. р. Ж. р.

3гр на карточках.: ландыши-ландыш, вещи-вещ, малыши- малыш, мыши-мыш, камыши-камыш, куличи-кулич, ночи –ноч

4гр.на карточках: ландыши-ландыш(ь), вещи-вещ(ь), малыши- малыш(ь), мыши-мыш(ь), камыши-камыш(ь), куличи-кулич(ь), ночи –ноч(ь)
Проверка.
Оценивание: У кого все верно, без ошибок-поставьте + на полях
Готовы работать дальше?
–В) Послушайте сказку про мягкий знак. Ваша задача: услышать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук и каждый раз, когда вы слышите такое слово, хлопать в ладоши.
Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь.
Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож.
- Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.
- Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож.
- Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ.
- Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч.
- Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки!
Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше.

VII. Дом.задание: 1,2гр.: Придумайте продолжение сказки, используя слова на орфограмму “ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих”, подчеркнуть его, определить род в этих именах существительных.
3гр.: Выписать из сказки слова -имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук, подчеркнуть его, определить род в этих именах существительных.
4гр.: Списать эпизод сказки, отмеченный в тексте, попытаться найти слова с шипящими на конце, подчеркнуть шипящие на конце этих слов. Обратить внимание на форму построения текста-диалог. Мы знакомы с написанием такой формы с 5 класса.
VIII.Оценивание. Давайте узнаем каких результатов вы сегодня достигли на уроке.
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -У вас на столе геометрические фигуры. Выскажите цветом свою работу на уроке.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрался- выбери любую фигуру зеленого цвета. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –фигуру синего цвета. Если не разобрались в теме, было не очень интересно -красного цвета.
- Посмотрите: Сколько много зеленого цвета
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

О: Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях
- Сегодня на уроке самыми активными были Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.
IX. Итог урока. Рефлексия
-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
- В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих? ( когда существительное женского рода)
- У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, стоящих в начальной форме?
- Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?
- Спасибо всем за работу! На следующем уроке мы продолжим узнавать много нового о такой интересной части речи, как имя существительное.



.