План разработка библиотечного урока


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва
Библиотечный урок для 5 класса
«Структура книги, использование ее справочного аппарата при чтении»
-3810-243776500
Подготовила Монгуш А.С.
Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ с.Суг-Бажы
2015 год
Введение
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит: 
Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения; 
Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться справочным аппаратом книги, каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки «Структура книги, использование её справочного аппарата при чтении» нужно начать в начальных классах:
1 класс - Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
2 класс - Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация.
3 класс - Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг.
4 класс - Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги.
5 класс - Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: аннотация, послесловие, комментарии, оглавление.
6-7 классах - Содержание темы: Структура книги, использование аппарата книги при чтении. Знакомство с новыми терминами: серия, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.
Данная тема библиотечного урока из года в год повторяется, повторяемость эта оправдана усложнением материала и форм работы с книгой с учетом возрастных особенностей учащихся. 
Цель библиотечного урока «Структура книги, использование её справочного аппарата при чтении»: обобщить знания учащихся о книге, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их; выработать навыки самостоятельной работы с книгой, используя ее справочный аппарат.
Задачи:
 1) обучающая: углубить знания учащихся о структуре книги, сформировать навыки самостоятельной работы с книгой;
2) развивающая: развитие творческих способностей школьников;
3) воспитательная: воспитание бережного отношения к книге как источнику информации.
Форма проведения: беседа-просмотр мультимедийной презентации.

Материалы и оборудование: различные книги, в которых хорошо представлены элементы справочного аппарата, ПК, мультимедийный проектор.
Форма подведения итогов: после изучения темы проводится практическая работа, где выявляются знания, полученные на занятии.

Планируемый результат:
а) знания: выявить и понять роль справочного аппарата в поиске информации;
б) умения: находить ответ на любой вопрос по справочному аппарату.
 
Библиотечный урок в 5 классе
«Структура книги, использование ее справочного аппарата при чтении»
Цель: обобщить знания учащихся о книге, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их; выработать навыки самостоятельной работы с книгой, используя ее справочный аппарат.
Задачи:
 1) обучающая: углубить знания учащихся о структуре книги, сформировать навыки самостоятельной работы с книгой;
2) развивающая: развитие творческих способностей школьников;
3) воспитательная: воспитание бережного отношения к книге как источнику информации.
Форма проведения: беседа-просмотр мультимедийной презентации.
Материалы и оборудование: различные книги, в которых хорощо представлены элементы справочного аппарата, ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Слово библиотекаря. Нас окружает множество книг: художественные, научно-познавательные, справочные и энциклопедические издания, из которых мы получаем необходимые знания.
Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу. И вот сегодня мы научимся быстро ориентироваться в различных книгах, познакомимся  с теми элементами книги, которые вам неизвестны.
Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги.
- Возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?
СЛАЙД 3
Структура книги:
- обложка;
- суперобложка;
- форзац;
- фронтиспис;
- титульный лист;
- справочный аппарат книги.

Библиотекарь: Ребята, а что такое справочный аппарат книги?

СЛАЙД 4.
У слова «аппарат» много значений. А происходит оно от латинского apparatus, что значит снаряжение, оборудование. Аппарат книги – это ее снаряжение. Оно помогает читателю, если, конечно, читатель знает, как этот аппарат устроен и умеет им пользоваться.

- Давайте посмотрим, что является справочным аппаратом книги?
СЛАЙД 5.
Аппарат книги:
- оглавление;
- аннотация;
- предисловие (или вступительная статья);
- послесловие;
- примечания;
- комментарии;
- различные указатели;
- список условных сокращений.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами рассмотрим справочный аппарат книги.
- Почти в каждой книге есть оглавление, или содержание.
СЛАЙД 6
Оглавление или содержание.. Опытный читатель начинает именно с оглавления. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу. В оглавлении есть разделы, подразделы, главы и параграфы. Их обозначают римскими и арабскими цифрами, большими и маленькими буквами. Оглавление помогает найти нужный материал быстро.
СЛАЙД 7
Библиотекарь: Вы пришли в магазин, стоите перед прилавком с новыми книгами или рассматриваете новинки на выставке новых поступлений в библиотеку. Как быстро сообразить, что за книга перед вами, если фамилия автора вам не известна, а по названию непонятно, о чем она? На помощь приходит аннотация. Это короткая заметка которая объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или в какой форме. Иногда сообщает и краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают на обороте титульного листа.
Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
- Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ.
СЛАЙД 8
Предисловие – это все сведения о книге. Из предисловия можно узнать, кто написал книгу, когда и в какой стране происходит события, а также многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, в библиотеке. И вы сразу поймете, нужно вам брать эту книгу или нет.
СЛАЙД 9
Послесловие – это статья, которая помещается в конце книги, после того как читатель уже прочитал роман, повесть или сборник стихов, о чем-то задумался, а в чем-то, быть может, не совсем разобрался. И ему теперь хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении.
СЛАЙД 10
Примечания – здесь даются переводы иностранных слов и фраз, объяснение непонятных слов, терминов, имен. Их помещают в нижней части страницы. Примечания обычно набирают шрифтом помельче, чем основной текст. А в тексте звездочку* или цифру 1,2,3 – по порядку примечаний. Если примечаний много, их помещают в конец книги, после основного текста.
СЛАЙД 11
Библиотекарь: Перед вами лежит книга, полистав ее, найдите условные сокращения. В конце книги находится «Список условных сокращений», который даст вам полную формулировку.
ед.ч. – единственное число
знач. – значение
употр. – употребляется
ф. - форма
- Следующий справочный аппарат книги – это указатели. Так что же такое указатель?
СЛАЙД 12
Указатель – это алфавитный список ключевых слов и понятий, названий стихотворений, произведений с обозначением, где в книге, на какой странице, можно найти необходимую информацию.
Научная книга без указателей во многом теряет ценность. Указатели бывают разные: алфавитные, предметные, именные, географические.

СЛАЙД 13
Предметный указатель – это перечень встречающихся в книге терминов или описаний предметов. Располагаются эти сведения, как правило, в алфавитном порядке.
Например:
Абак 8
Абант 13
Абдер 8, 90, 279

СЛАЙД 14
Именной указатель – представляет собой расположенный в алфавитном порядке перечень собственных имен, встречающихся в тексте книги: имена писателей, ученых, героев.
Откроем любой том, например III том энциклопедии «Всемирная история». В нем есть именной указатель. Он занимает много страниц. Вот отрывок из него:
Александр Ярославович Невский – 383, 596, 598, 599-602
Александр Добрый – 760, 761
Александр I Комнин – 333, 414-416, 419 и т.д.
- Мы заметили, что имя Александра Невского встречается и на отдельных страницах, и на трех страницах подряд. Можно предположить, что именно на трех страницах дается особенно подробная характеристика его деятельности. Давайте проверим – так оно и есть.
Библиотекарь: Следующий вид указателей – географический.
СЛАЙД 15
Географический указатель – это указатель географических названий. Например: «Указатель географических и этнических названий»:
Вот так выглядят несколько строк из него:
Бавария – 160, 172,173,365
Багдад – 115, 118, 120, 122 и т.д.
СЛАЙД 16
Закрепление.
- Что такое аппарат книги и для чего он нужен? (Аппарат книги – это ее «снаряжение», которое помогает читателю)
- Назовите справочный аппарат книги.
СЛАЙД 17
Практическая работа.
- Перед вами незнакомая для вас книга. Внимательно ознакомьтесь с нею, на это вам дается 10 минут. После подготовки вам нужно ее прорекламировать.


 

Заключение
По вопросам формирования информационной культуры школьников разного возраста опубликовано немало методических рекомендаций. Сегодня занятия носят ярко выраженный обучающий характер и их цель – обучение информационно-библиографической грамотности, которая дает возможность учащимся осуществлять самостоятельную информационную деятельность, используя различные виды источников.
При проведении библиотечных уроков необходимо помнить, что поиск и обработка информации требуют времени. Например, урок по теме «Справочный аппарат книги» в 5 классе нужно провести 4 часа (4 урока).
1 урок. Тема «Титульный лист». Для занятия подобрать книги с различными сведениями на титульном листе, рассказать об этих сведениях в том порядке, как они располагаются в библиографическом описании.
2-3 уроки. Тема «Научно-справочный аппарат книги» (2 часа).
А) В ходе урока для примера прочитать 1 или 2 аннотации, 1 или 2 предисловия и небольшое оглавление в книге; показать на примерах, какую помощь они оказывают в работе.
Б) «Условные сокращения и различные виды вспомогательных указателей». Раздать учащимся книги, где встречаются условные сокращения; учащиеся с помощью библиотекаря находят в книге сокращенное слово и по списку условных сокращений дают полную его формулировку. Провести эксперимент по поиску стихотворения при помощи указателя и по содержанию. Учащимся на уроке наглядно показать различные виды указателей.
4 урок – обобщающее занятие «Справочный аппарат книги» (повторение). С помощью практических заданий закрепляется полученные знания по теме «Структура книги».
Формы занятий могут быть: беседы, вопросы на повторение материала, эксперимент, представление книги.
В конце каждого занятия можно провести практические работы: работа с карточками, реклама книги, кроссворды, тестирование.
Всегда следует отводить достаточно времени на самостоятельные задания: ученик должен иметь возможность спокойно все обдумать и сделать необходимые выводы.
Список использованной литературы
Диалоги о культуре: беседы, «круглые столы», пресс-конференции /авт.-сост. А.А.Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 173с.
Илдаркина Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей /Е.В.Илдаркина – 2-е изд. – М.: Глобус, 2008. = 272с. – (Школа)
Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов /авт.-сост. И.Б.Горшкова, Л.Н.Захарова, Г.В.Ежкова. – Волгоград: Учитель,2011. – 254с.
Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы /авт.-сост. З.А.Чурикова, М.А.Багаева, И.АХапилина. – Волгоград, Учитель, 2009. – 173с.
Справочник школьного библиотекаря /авт.-сост. И.Б.Горшкова. – Вологорад: Учитель, 2015. – 201с.
Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия /сост. Е.В.Задорожная. – Волгоград: Учитель,2010. – 120с.