Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: Заповедные места Камчатки


Тема: ”Заповедные места Камчатки “.
Цель занятия:
Создание условий для обогащения речи детей через их познавательнуюдеятельность.
-Привлечь детей к изучению жизни обитателей Кроноцкого заповедника и южно Камчатского заказника .-Познакомить детей с понятием “заповедник” и роли человека в жизни обитателей .-Познакомить детей с географической картой Камчатского края и с местоположением Кроноцкого заповедника .Задачи:
1.Образовательные:
-Обогатить знания детей об особенностях животного и растительного мира, птицах.
-Закрепить у детей понятие “Красная книга “.
2.Развивающие:
-Развивать поисковую деятельность детей.
-Развивать интерес к изучению родного края, умению делать выводы.
3.Воспитательные :-Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе заповедника.
-Воспитывать доброе отношение к природе, чувствовать ответственность , гордость
за охрану богатств родного края.
Материал и оборудование:
Карта Камчатки ,иллюстрации растений ,животных ,морских птиц , вулканов , водопадов ,
Рек; рыб , обитателей Кроноцкого заповедника , слайды фотографии заповедных зон ,
аудио запись с криком птиц ,буклеты с информацией о Кроноцком заповеднике.
Словарная работа:
-Активизировать словарь детей по теме “Кроноцкий заповедник “.
-Обогатить словарь детей за счёт слов : заповедник ,ледник, вулкан.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы по данной теме.
-Беседа о заповедном крае, об обитателях заповедника .-Рассматривание иллюстраций, картин в книгах: “Кроноцкий заповедник” ,-Дидактические игры: ”Чьи детки?”, ”Кто, как прячется?”, ”Кто, как кричит?”, ”Домино”, ”Лото”.
Ход занятия:
В группе смоделирована ситуация : ”Кроноцкий заповедник “.
Организационный момент:
-Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (Кроноцкой).
-Как вы думаете, в честь чего была названа наша улица? (В честь Кроноцкого заповедника).
-Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в Кроноцкий заповедник.
-Что такое заповедник? (Заповедник –это место, где люди охраняют животных, растений ,птиц).
-Ну что, отправляемся в путь.
-Как вы думаете, на чём можно туда добраться? (На вертолёте).
-А мы отправимся мы на воздушном шаре.
-Проходите, занимайте места.
Воспитатель: Пока мы будем лететь, я расскажу вам о происхождение Кроноцкого заповедника.
За тридевять земель, за высокими горами, у океана, синего моря, с юго –восточной части
Камчатки, находится самый большой заповедник, Кроноцкий. Кроноцкий заповедник- является одним из старейших заповедников России. Был основан в 1934 г. Своим появлением он обязан Камчатскому соболю.
Вот мы и прибыли в Кроноцкий заповедник.
Звучит аудизапись с голосами морских птиц .-Ребята, что вы слышите? (Гомон птиц).
-Давайте подойдём и рассмотрим птиц.
-Как называются птицы, которые живут возле моря. (Морские).
-Где живут морские птицы ? (В воздухе, в воде, на земле).
-Сколько видов птиц живут в Кроноцком заповеднике? (69 видов птиц).
-Назовите, каких птиц вы знаете? (Топорок, чайка, баклан, кайра, ипатка, ворона, белоголовый орлан, большая белая цапля, лебедь кликун).-Что такое птичий базар? (Это место, куда слетаются птицы. Могут быть скалистые берега
или на отдельно стоящих камнях, живут там семьями).
-Чем питаются морские птицы? ( Рыбой, крабами, мышками, лесными птицами, зайцами).
-Какая птица напоминает пингвина? Чем? (Кайра, она переваливается с ноги на ногу, верхняя сторона туловища чёрного цвета, грудка белого цвета).
-Как кайра заселяется на скалах? (Чем теснее тем лучше. Так, что камешку негде упасть).-Как кайра откладывает яйца ? (Они не строят гнёзда, откладывают единственное яйцо, похожее на грушу).
-Какая птица похожа на попугая? Где она живёт ? (Топорок, живёт в норах).
-Для чего она использует свой клюв? (Клюв как лопатка, выкапывает в земле нору, защищается от врагов ).
-Какую птицу называют санитаром леса и почему? (Чайку, она очищает пляж от отбросов).
-Какую птицу называют рыболов? Покажите её. (Баклан).
-Почему морские водоплавающие птицы выходят сухими из воды? (Их перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается).
-Какая самая большая угроза для птиц? (Люди слишком близко приближаются на вертолётах к птицам, птицы в панике покидают гнёзда, оставляют яйца и птенцов не защищёнными от хищников. Самое страшное, проникновение крыс на остров).-Молодцы! Сейчас мы превратимся в серо-крылую чайку и покружимся над вулканами.
Динамическая пауза. Звучит аудизапись голосов птиц.
-Ребята. что вы видите? (Вулканы).
-На что похожи вулканы? (На гору, печку, конус).
-Что такое вулкан? (Это гора, покрытая снегом ,которая периодически извергается и выплёвывает магму, лаву, вулканические газы, камни, бомбы).
-Что такое лава? (Это магма, изливающая на земную поверхность, при извержении застывает).
-Сколько вулканов в Кроноцком заповеднике? Назовите их . (25 ,8- действующих Большой СеМячик, Гамчен, Кизимен, Кихпиныч, Комарова, Кроноцкая сопка, Узон, Крашенинникова).
-Какой вулкан самый высокий? (Кроноцкая сопка).
-Какой вулкан является достопримечательностью Кроноцкого заповедника? (Узон).
-Чем он достопримечателен? (Находится много холодных и тёплых озёр, растёт пышная растительность, много птиц, зверей, богат ягодами, животным миром, большое количество горячих источников, обнаружена самая молодая нефть).
-Какой вулкан спал 80 лет и проснулся? (Кизимен ).
-Какой самый активный вулкан? (Кихпиныч ).
-Вулкан Крашенинникова в честь кого был назван? (В честь выдающего русского учёного, он был исследователем Камчатки ).
-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Долиной Гейзеров, Долиной Смерти).
-Что такое гейзер? (Источник, который периодически выпускает струю пара и горячей воды ).
-Назовите, какие вы знаете гейзеры? (Аверей, Жемчужный, Щель, Врата Ада).
-Какой самый крупный гейзер? (Грот ,Великан).
-Какой самый большой ледник? (Тюшевский).
-Какое озеро самое крупное? (Кроноцкое).
-Что вы знаете о Долине Смерти? (Ответы детей ).
Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка: “Вулкан“.
Вулканы начали "играть",
Из жерла лаву извергать.Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза
Но вот он начал уставать,
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят».
Молодцы! Наша экскурсия продолжается.
Воспитатель : Ребята, животный мир заповедника разнообразен. Сейчас наши дети
проведу мини экскурсию и расскажут о животных, которые обитают в Кроноцком
заповеднике. (Аня –медведь, Лада – лиса, Егор-россомаха, Милана – норка, Катя –белка,
Кирилл-лось).
Молодцы! Спасибо !-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Растительным миром, рыбой).
-Назовите, какие растения Кроноцкого заповедника вы знаете?( много лишайников, мохообразных растений ,рябина Камчатская , шиповник , шикша , елово –лиственный лес, белая берёза ,тополь).
-Какое самое удивительное растение Кроноцкого заповедника? (Пихта Камчатская, она похожа на ель ,высаживают саженцы пихты и распространяют по всей территории Камчатского края ).
-Какие лекарственные растения вы знаете? (Восковик войлочный- имеет смолистый запах, крапива плосколистная).
-Назовите рыб Кроноцкого зоповедника: (голец, кита, кижуч,камбала ,сельдь, треска,есть крабы, морские звёзды ).
-Назовите морских млекопитающих. (Голубой кит , морской котик , серый кит , сивуч, тихоокеанский морж ).
Молодцы!
А теперь я предлагаю кроссворд по Кроноцкому заповеднику, чтобы проверить, что же вы запомнили:

По вертикали:
2.Место, где люди охраняют животных, птиц и рыб. (Заповедник)
5.Какая птица похожа на попугая? (Кайра)
9.Как называется заповедник, расположенный на Камчатском полуострове? (Кроноцкий)
11.Животное, которого ещё сто лет назад не было на Камчатке. (Белка)
По горизонтали:
1.Какая птица, живущая в Кроноцком заповеднике, напоминает пингвина? (Топорок)
3.Вулкан, который является достопримечательностью Кроноцкого заповедника. (Узон)
4.Самое удивительное растение Кроноцкого заповедника. (Пихта)
6.Гора, покрытая снегом, которая периодически извергается. (Вулкан)
7.Один из представителей парнокопытных животных на Камчатке, дальний родственник оленей. (Лось)
8.Самый крупный гейзер долины гейзеров на Камчатке. (Великан)
10.Чем питаются морские птицы? (Рыба)
Итог:
-Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (Красную книгу ).
-Что обозначает обложка Красной книги? (Красный цвет -сигнал опасности и тревоги ,
он призывает всех людей помогать в беде растениям и животному миру).
-Для чего необходима красная книга ? ( В Красную книгу заносят растения, животный мир, которых на земле почти не осталось ).
-Назовите
Воспитатель: Молодцы, ребята, экскурсия по Кроноцкому заповеднику закончена, возвращаемся в детский сад .Ребята, вы много узнали о Кроноцком заповеднике- это наше богатство, наша гордость.
Вы сегодня придёте домой, что вы расскажете своим родителям, где вы побывали, что вам запомнилось?( Ответы детей ).
Воспитатель: В нашей стране принят Государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства нашей Родины.
Вот и закончилась экскурсия по Кроноцкому заповедник, а в память об этом путешествии сотрудники Кроноцкого заповедника приготовили для вас медальки “Умницы” и “Умники”.
Конспект проведения занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему:
“Заповедные места Камчатки”.
Подготовила и провела Аверина М.М.