Урок познания мира Физическая и географическая карта. Масштаб



Краткосрочное планирование
Образовательная область «Естествознание»
Предмет «Познание мира»
Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей УО ВКО
Класс 4 «Б»
Учитель: И.В.СайфутдиноваТема урока: Физическая и географическая карта. Масштаб.
Дата: 6 сентября 2016г.
Проверено
заместителем директора по учебной работе
КГУ НИСЦ РО «Восток» для одарённых детей управления образования ВКО __________Н.И.Кудашова «___» _____________2016 год
Тема урока: Физическая и географическая карта. Масштаб. Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей УО ВКО
Дата: 6 сентября 2016г. ФИО учителя: Сайфутдинова Ирина Викторовна
КЛАСС: 4 «Б» Количество присутствующих: 26 Количество отсутствующих: 0
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Знать понятия «физическая карта», «масштаб». Понимать взаимосвязь между картой и масштабом. Уметь определять расстояние на карте между географическими объектами.
Цели обучения Все учащиеся смогут:
Понять и воспроизвести значение понятий «план», «физическая карта», «масштаб». Понять взаимосвязь между картой и масштабом.
Большинство учащихся будут уметь:
Измерять расстояние на карте и переводить сантиметры в километры используя масштаб.
Некоторые учащиеся смогут: Определять вид карты по её изображению.
Языковая цель Учащиеся могут: употреблять в речи географические понятия «глобус», «физическая карта», «масштаб», задавать вопросы учителю и друг другу,
Ключевые слова и фразы: План это…; Карты бывают…В одном сантиметре….. километров,
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научно-публицистический, разговорный, исследовательский
Вопросы для обсуждения: Одинаковы ли условные знаки у плана местности и физической карты?
Можете ли вы сказать, почему...? И зачем на карте используется масштаб?
Подсказки: формулировка понятий в учебнике
Предыдущее обучение Различные способы изучения природы и наблюдения за ней. План местности.
План урока:
Планируемые сроки Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Деятельность учителя Деятельность учащихся Начало урока
5 мин
I. activity (5 мин) «Солнце светит на того, кто…»
Учитель в начале урока раздаёт учащимся условные значки из предыдущей темы «План местности» .(целенаправленное распределение учащихся в группы»
II. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, знаете ли вы, кто такие
исследователи?
-Хотели бы вы побыть сегодня на уроке в роли
исследователей?
Что мы будем исследовать,
вы уже догадались? По итогам разминки учащиеся распределяются в группы по 5 человек
-Познают неизведанное,
изучают что-то новое
Предполагают Карточки «Условные знаки»
II. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуальных затруднений учащихся. Ситуация конфликта (10 мин)
1. Чтение плана местности.
(Слайд 1) На экране – план местности
-Что вы видите на экране?
-Прочитайте его.
-Как вам это удалось?
Дополните предложения, пользуясь словами для справок.
На слайде дан текст:
План местности – это изображение ………. ……….. земной
поверхности в уменьшенном виде с помощью ………….. ………….. . От
рисунка план отличается тем, что местность всегда изображена ………. и нанем обозначены ………. ………… .Слова для справок: большой территории, небольшого участка, сверху, сбоку,
условных знаков, стороны горизонта.
Работа в парах.
-Ребята, пользуясь условными знаками, изобразите на плане поверхность нашей страны – Казахстан.
-Возможно выполнить это задание?
III. Выявление места и причины затруднения. (1мин)
-Почему не получилось?
- Как же быть? Неужели мы совсем не можем показать поверхность нашей страны?
-Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает земнуюповерхность?
-Как же мы будем называть карту, на которой изображена земная
поверхность?
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. (5 мин)
1.Тема и цели урока
-Сформулируйте тему нашего урока. (Географическая карта)
-Знакомы ли вы с картой, умеем ли ее читать?
-Какую же цель мы поставим себе на уроке?
- А для чего нам нужно уметь читать карту?
2. Составление плана работы.
-Давайте спланируем свою деятельность на уроке, составим план работы.
-С чего начнем знакомство с картой?
-Далее на что обратим внимание?
-Зная условные знаки, что будем делать потом?
Формулирование понятия «Карта» План местности
Читает один ученик
Мы знаем условные знаки
План местности – это изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков. От рисунка план…
Дать одну минуты на размышление
(Очень большая территория, а на плане изображаем небольшие участки местности.)
Выход на понятие «карта», если затруднятся показать карту на слайде.
(География)
(Географической.)
(Географическая карта)
(1.Исследовать географическую кару и научиться ее читать.2.Познакомиться с видами карт.)Высказывают свои предположения
В процессе работы на доске появляется следующая запись :План работы:
1.Внимательно рассмотрим (исследуем) карту.
2.Познакомимся с условными знаками и видами карт.
3.Будем учиться читать карту
(на протяжении трёх уроков) Слайд с изображением плана местности
Середина урока
V.Физкультминутка (2 мин)
- Для того чтобы быть хорошим исследователем какими качествами нужно обладать?
Тогда потренируемся.
Возьмитесь правой рукой за нос а левой рукой за правое ухо. По моему хлопку поменяйте руки местами.
VI. Реализация построенного проекта.
Групповая работа.
–Ребята, как вы думаете, когда работа исследователя эффективна, когда он работает один, или в сотрудничестве с другими исследователями?
- А нам легче решить поставленные задачи совместно или по отдельности? Почему?

Распределение учащихся по группам по условным значкам.
Мы сейчас узнаем какие виды карт существуют, составим кластер «Виды карт», а для этого каждая группа выполнит задание.
Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группе
Задания группам.(Каждая группа получает дефференцированое задание. Задание написано на карточке с инструкциями)1 группа. Вам дана специальная книга – сборник карт. Он называется атлас.
Исследуйте его и подготовьтесь к ответу, какие бывают карты. Свои выводы
сверьте с текстом учебника (текст «Географическая карта» с. 26 2-4 абзацы) и
оформите в виде схемы.
2 группа. Исследуйте карту. Прочтите описание карты и попробуйте дать ей название.
3, 4, группа. Исследуйте карту. И соотнесите своё изображением с описанием карт. Выберите название своей карте.
5 группа Исследуйте карту. И дайте ей название.
Оценивание работы групп учителем.
VII. Формулирование понятия масштаб
- Ребята а зачем человеку карта?
-
Давайте по карте измерим расстояние между Усть-Каменогорском и Астаной.
Значит между этими городами … сантиметров?
Привести к цифрам (масштабу) показывающим во сколько раз уменьшено расстояние.
Как узнать реальное расстояние?
Работа в парах по определению расстояний между географическими объектами на выбор
Внимательность, наблюдательность.
Выполняют.
Высказывают мнения
Учащиеся объединяются в группы
Повторяют правила работы в группах, составленные на предыдущих уроках.
Выполняют задания
Защищают свою работу
Составляют общий кластер «Виды карт» на доске.
Один ученик делает вывод.
Высказывают предположения.
Измеряют при помощи линейки
Придут к выводу что на карте расстояние уменьшено.
Умножить на число из масштаба.Карточка с заданием для каждой группы, маркер, лист бумаги(часть кластера)
Карта для каждой пары
Конец урока
Если останется время применить стратегию «Горячий стул».
Рефлексия урока в виде «Индекс карточки Заполняют индекс карточку
Сегодня на уроке я узнал_________
Сегодня на уроке я научился_____________
(на обороте)
Задай вопрос учителю____________ Индекс карточка
Самоанализ урока
Тема урока: Физическая и географическая карта. Масштаб. Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей УО ВКО
Дата: 6 сентября 2016г. ФИО учителя: Сайфутдинова Ирина Викторовна
КЛАСС: 4 «Б» Количество присутствующих: 26 Количество отсутствующих: 0
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Знать понятия «физическая карта», «масштаб». Понимать взаимосвязь между картой и масштабом. Уметь определять расстояние на карте между географическими объектами.
Краткосрочный план «Физическая и географическая карта. Масштаб» был составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием, среднесрочным планированием серии последовательных уроков по разделу Природа (Карта. Формы земной поверхности). Данный урок первый в серии последовательных уроков. К этому уроку поставлены образовательные SMART цели сформулированные методом «обратного дизайна» от ожидаемого результата.
Планирование урока было построено на применении ключевых идей модулей «Программы», на их взаимосвязи и оптимальном сочетании стратегий для достижения ожидаемого результата.
Данный урок разделён на части, которые включают несколько этапов и на каждом из этапов запланирована реализация одного из модулей программы.
Для создания благоприятного психологического климата и эмоционального настроя на урок использована activity «Солнце светит на того, кто…».
На всех этапах урока реализованы идеи модуля «Новые подходы в обучении» через организацию парного или группового взаимодействия. Поскольку метапознание является одной из идей эффективного обучения, на уроке совместно с учащимися сформулированы темы и цели урока, а также составлен план по реализации поставленных целей. Кумулятивные, исследовательские беседы присутствовали на каждом этапе урока при обучении в парном и групповом взаимодействии.
Обучение талантливых и одарённых детей осуществлялось через распределение учащихся в группы со схожим уровнем мотивации, подборе дифференцированных заданий для каждой группы, и предоставление возможности учащемуся с высоким уровнем мотивации сделать общий вывод по созданию кластера.
Навыки критического мышления формировались при использовании стратегий «Создание кластера», «Мозговой штурм», а также через анализ и интерпретацию текстовой информации при составлении части кластера в группе.
На данном уроке использованы эффективные методы формативного оценивания «Три хлопка», «Две звезды и пожелание» при взаимооценивании - «Я дарю тебе смайлик». В заключительной части урока на этапе рефлексии учащиеся заполнили «Индекс-карточку», в которой задали вопрос учителю помогающий скорректировать последующий урок.
Использованные на уроке приемы и формы организации обучения способствовали достижению поставленной цели.