Урок по литературе по теме «Литературная и экранная судьба героев повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие… »»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53»

Урок литературы в 11 классе
(конспект)
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Байтасова Куралай Машкебаевна.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок-конференция.
Тема: « Литературная и экранная судьба героев повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие ».
Цели урока:
-образовательная – познакомившись с литературными и экранными судьбами главных героев повести, определить особенности образов в литературном произведении и фильме, сравнить достоинства повести и одноименного фильма;
-развивающая - формирование ключевой компетенции: информационно-коммуникативной (формирование умения самостоятельно анализировать текст, отбор необходимой информации, составление речи, представление её аудитории, применение правил публичного выступления, отработка навыков владения компьютером);
-воспитательная - воспитание патриотизма и уважения к истории страны, воспитание культуры речи и соблюдение норм русского литературного языка.
Дидактическое оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбуки, тексты повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», диски с фильмом Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», листы самооценки.
Урок проводился во втором полугодии. К моменту изучения повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» ребята знали:
-понятия: тема произведения, идея текста, литературный образ, композиция , авторская позиция;
- правила публичного выступления;
умели:
- анализировать героев через их речь и поступки.
Выбор данного типа урока связан с тем, что обучающиеся не читают полностью (или вообще не читают) программные произведения, и возникает опасность того, что школьники будут судить о героях книги только по кинофильму. Хорошо, если кинофильм снят по литературному произведению, а не по его мотивам, и снят талантливо. А если нет? Таким образом, проведение подобных уроков-конференций будет способствовать выработке привычки к осознанному восприятию фильма и книги (для этого нужно посмотреть и прочитать!), научит школьников сравнивать достоинства фильма и его литературного первоисточника. Проведению урока-конференции предшествовала большая работа. Ребятам были розданы карточки "Как подготовиться к публичному выступлению», по которым они уже могут выстроить свое выступление. С целью мотивации ребят на изучение предложенной темы я использовала прием, влияющий на эмоционально-психологическую сферу детей: проведение урока-конференции в Музее истории школы, района и края (основан в 1957г.), в зале боевой славы. Экспозиция музея создает необходимое настроение, увлекает учеников одной темой, которая отражена и в литературе, и в кинематографе, темой Великой Отечественной войны.
На занятии была осуществлена межпредметная связь с МХК, историей, информатикой. Использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого мышления:
- методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества);
-активные методы (ученики в роли учителя, оратора, оппонента, работа в группах );
-методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Использовались различные  виды преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) и различные виды учебной деятельности (слушание, рассказ, работа с источниками информации, наблюдение за результатами работы в группах.)
В ходе урока шла работа над формированием информационно-коммуникативной компетенции:
-коммуникативная компетенция: владение различными социальными ролями, способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе,группе,паре; -информационная компетенция: владение современными информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Ход урока.
Организационный этап урока (подготовка обучающихся к уроку, приветствие учителя). Постановка целей.
Основная часть урока (использование мультимедийного оборудования и ноутбуков ).
Обучающиеся сидят по группам. В каждой группе есть консультант, памятки «Как подготовиться к публичному выступлению». У каждого ученика -лист оценки, в котором он будет отмечать успешность выступления ребят и работу групп.
Ученик читает стихотворение Михаила Львова( это мотивирует детей на погружение в тему занятия и включает их в деятельность (эмоционально-психологическая ситуация):
Будет время- покажут
Вам о фронте кино.
А пока же,
пока же
Это нам все равно.
Удивленно и странно
Из ночей фронтовых
Мы посмотрим- с экрана,
С полотна – на живых.

Будто пули не взяли
Нас. Под корень рубя,
И, печальную,
в зале
Я увижу тебя.

Нам уже не обняться-
Мы из разных миров,
Нам уже не прорваться
Сквозь незримый покров.

Для тебя- как виденье,
На экране в огне
Я мелькнул на мгновенье,
Как в вагонном окне.

И со мной- побратимы,
Все в закат. На закат.
Это необратимо.
Нет дороги назад.

Опечалясь красиво,
Боль сожмешь у виска.

И на этом спасибо.
И прощай ! На века!
(1944г.)
Демонстрируется начало фильма, где крупным планом показывают каждую главную героиню.
Учитель:
-Сегодня в зале нашего музея мы будем говорить о тех, кто сражался за родину в годы Великой Отечественной войны. Это герои книги и фильма. Но посмотрите на стенды музея. С портретов на нас смотрят лица тех учителей и учеников нашей школы, которые прошли эту страшную войну, и которые не вернулись Мы помним о них. Они рядом с нами, парни и девчата страшных сороковых, отстоявшие мир.
(Далее обучающиеся выступают с домашним заданием по сравнительному анализу образов главных героев в книге и фильме. В процессе подготовки над выступлением ребята получали консультации учителя).
1-ый выступающий (время выступления 5 мин.):
Тема выступления: «Совпадает ли трактовка образа Федота Васкова в повести с трактовкой режиссера фильма?»
(При подготовке данного выступления ученик должен сделать подборку примеров из текста и фильма, аргументирующих его точку зрения. Возможно использование презентации. Обучающиеся по ходу выступления делают отметки в листах оценки).
2-ой выступающий (время выступления 5 мин.)
Тема выступления: «Примеры проявления лидерских (командирских) качеств главных героинь Риты Осяниной и Жени Камельковой в книге и фильме».
(При подготовке данного выступления ученик должен сделать подборку примеров из текста и фильма, аргументирующих его точку зрения. Возможно использование презентации. Обучающиеся по ходу выступления делают отметки в листах оценки).
3-ий выступающий (время выступления 5 мин.)
Тема выступления: « Что нового появилось в экранном решении образа Лизы Бричкиной по сравнению с образом в повести?»
(При подготовке данного выступления ученик должен сделать подборку примеров из текста и фильма, аргументирующих его точку зрения. Возможно использование презентации. Обучающиеся по ходу выступления делают отметки в листах оценки).
4-ый выступающий (время выступления 5 мин.)
Тема выступления: «Сильные и слабые стороны характера Сони Гурвич и Гали Четвертак (по фильму и книге)».
(При подготовке данного выступления ученик должен сделать подборку примеров из текста и фильма, аргументирующих его точку зрения. Возможно использование презентации. Обучающиеся по ходу выступления делают отметки в листах оценки).
Учитель:
- Мы услышали сравнительный анализ образов главных героев повести и одноименного фильма. Ребята внимательно слушали выступающих и сделали свои отметки относительно качества каждого выступления.
Можно ли судить об образах главных героев, не читая повести, а только посмотрев одноименный фильм?
Ответы учеников:
-Можно! Фильм снят почти по книге.
-Нет! Анализировать можно только по первоисточнику.
-Хорошо, если бы появился вариант повести в сокращении.
-В сокращении вообще теряется смысл произведения!
(Обучающиеся затрудняются в ответе - появляется проблема).
Учитель:
-Для того чтобы выбрать оптимальный вариант, поработаем по группам.
Работа в группах (использование ноутбуков, работа с текстами повести и памятками, самостоятельная работа).
Время выполнения заданий примерно 7 мин.
1-я группа.
Обсуждает вопрос и готовит выступление по теме: « Какие сокращения сделаны в сценарии фильма по сравнению с книгой? Что теряет фильм в результате неизбежных сокращений при переводе литературного произведения на экран?»
2-я группа.
Обсуждает вопрос и готовит выступление по теме: « Какие эпизоды из книги, на ваш взгляд, наиболее удачно воплощены в фильме, и какие кадры фильма, по вашему мнению, не соответствуют стилю экранизируемого произведения?»
3-я группа.
Обсуждает вопрос и готовит выступление по теме: «Каких из современных известных вам актеров театра или киноактеров вы предпочли бы видеть в обсуждаемом фильме, которые бы донесли суть характеров героев литературного источника? Аргументировать свой ответ.»
В ходе выполнения заданий группами учитель консультирует ребят. В это время звучат мелодии песен военных лет.

Представление заданий группами:
Учитель:
-От каждой группы выступает один человек, остальные ребята внимательно слушают и вносят свои дополнения в ответы. Время выступления - 3 минуты.
(После выступления каждой группы учащиеся самостоятельно или с помощью учителя делают микровыводы по представленным заданиям, объединенным темой урока. Прошу ребят в оценочных листах зафиксировать оценки ответов товарищей по группе и свой ответ).
Учитель:
- Мы выслушали разные мнения ребят и пришли к решению возникшей проблемы.
1-й ученик:
- Фильм, снятый по литературному произведению, должен передавать основу литературного образа, не искажать его, не делать его «собственной выдумкой режиссера».
2-й ученик:
- Вставшая перед нами проблема решается просто: образы старшины Васкова, Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак, Лизы Бричкиной нужно анализировать по первоисточнику. Даже в талантливо поставленном фильме Станислава Ростоцкого есть отличия от повести.
Учитель:
-Вы правы, ребята. Но прекрасный актерский ансамбль дает нам возможность зримо представить образы девушек, погибших за родину, образ старшины Васкова, сердце которого разрывает боль оттого, что остался жив, что не сберег вверенные ему жизни. Всё это помогает читателю в полной мере воссоздать героическую картину военных будней прифронтовой полосы, где «зори тихие»
Ученик (читает стихотворение Михаила Львова, посвященное молодому поэту Василию Вохменцеву, погибшему в 1942 году):
Эти дни позабыть нельзя,
Нам со многим пришлось расставаться,
Но, когда погибают друзья,
Неудобно в живых оставаться.

Ты ведь знаешь, мой друг, я не лжив,-
Мне б хотелось быть рядом с тобою
И, как ты, не вернуться из боя
Ты прости мне, что я еще жив.

(Демонстрация заключительных кадров фильма. Прошу всех встать и почтить память погибших минутой молчания ).

III. Итог урока.
Учитель благодарит детей за работу и отмечает лучшие ответы , но акцентирует внимание ребят на том , что отметки в журнал будут поставлены с учетом оценочных листов.

Рекомендации: уроки-конференции (как итоговые уроки по теме) можно проводить по любому экранизированному литературному произведению, например: повесть Э.Казакевича «Звезда», фильм «Звезда» (1949 г., 2002г.), «Повесть и фильм «Завтра была война», «Сын полка» в книге и кино» и др.

Приложение.

Памятка «Как подготовиться к публичному выступлению».
1.Тщательно изучи тот материал, о котором будешь говорить.
2.Выстрой выступление логично, последовательно, понятно. Используй конкретные высказывания, широкоупотребительные слова, простые конструкции предложений.
3.Излагай материал грамотно, не нарушая норм литературного языка, не произноси пустых фраз. Научись свободно произносить трудные слова, проверь в них правильность ударения.
3.Говори убедительно, эмоционально, но не повышая тона.
4.Для выразительности речи используй пословицы, остроумные формулировки, крылатые выражения, риторические вопросы.
5.Уместно используй наглядность.
6.Жестикуляция должна быть скупой, мимика – доброжелательной.

Форма оценочного листа

Ф.И.выступ
ающего
Вла
дение
содер
жанием матери
ала
Логич
ность,
после
дова
тель
ность
Гра
мот
ность
изло
жения
Убе
дитель
ность,
эмоцио
нальность
высту
пления
Выраз
ительность речи
Исполь
зование
нагляд
ности,
презен
тация
Умение
держаться
перед аудиторией

1.








2.









Оценка выступления производится по 5-балльной системе. Учитывая результаты оценочных листов, учитель выставляет итоговые отметки .