Конспект урока по русскому языку на тему учимся писать буквы согласных звуков в корне слова


2 класс
Урок русского языка
Тема: «Учимся писать буквы согласных звуков в корне слова» (урок 40).
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей находить в словах орфограмму «Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова».
Содержательная: расширить знания учеников о месте нахождения в слове орфограммы «Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова» (конец слова и середина слова), познакомить с алгоритмом проверки орфограммы «Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова».
Личностные УУД:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Познавательные УУД:
1) Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
2) Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Коммуникативные УУД:
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивационный этап. Беседа:
- Поднимите руки те ребята, кто родился и живет в России.
- Каждый из нас – это гражданин РФ. Кто знает, какой язык является государственным в нашей стране?
- Следовательно, у каждого из нас есть право знать русский язык и владеть им. Для того, чтобы владеть русским языком, каждый из вас чему учится на уроке русского языка? Отвечают на вопросы:
Русский язык.
Учится грамотно общаться с окружающими людьми, используя устную и письменную речь. Личностные УУД
Этап актуализации знаний - Откройте учебник на с. 100. Урок 40 – это урок с указанием «как устроен наш язык» или «Правописание»?
- Какую учебную задачу решает урок с указанием «Правописание»?
- Кто может прочитать тему урока?
- Подумайте, какую учебную задачу решим на уроке?
«Правописание».
Учиться писать грамотно, без ошибок.
«Учимся писать буквы согласных звуков в корне слова».
Учимся находить орфограмму «Буквы согласных в корне слова» в словах и объяснять выбор буквы. Познавательные УУД:
общеучебные универсальные действия:
Выявление затруднения Наблюдение за словами.
1.Рубрика «Давайте подумаем».
- Проконтролируйте чтение задания, запомните, какую работу необходимо выполнить.
- Какую работу каждый из вас выполняет?
/фронтальная, устная работа по вопросам, данным в рубрике/
Создаю пару: 1 вар. наблюдает за словом слева, 2 вар. – за словом справа.
Вывод: что удалось заметить?
- С чем связано изменение в произношении корня?
- Произнесем твердые согласные звуки, парные по звонкости - глухости так: девочки хором произносят звонкий твердый звук, мальчики – его «глухую» пару. Наблюдает за тем, как обозначаются парные согласные по звонкости-глухости звуки в корнях слов.
Звонкий согласный в корнях некоторых слов начинает звучать как парный глухой, но это не отражается на письме.
Изменения в корне связаны с изменением последующего согласного – вместо стоящего после корня гласного звук появляется глухой согласный.
Познавательные УУД:
логические универсальные действия:- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции.
Разработка проекта - Когда парные по звонкости-глухости согласные создают опасное место?
-Предположите, как будем выполнять проверку опасного звука.
- Найдите рубрику «Обрати внимание»:
Проконтролируйте чтение рубрики (читает учитель).
Работаем в паре: 1 вариант читает 1-ое предложение, делает паузу, 2 вариант отвечает на вопрос: что узнал из прочитанного; затем первый вариант читает 2-ое предложение, во время паузы 2 вариант отвечает на вопрос: что узнал из прочитанного.
-Когда нужно выполнять проверку?
- Как выполняем проверку? В середине слова, когда мы слышим 2 глухих согласных.
Изменяем форму слова или подбираем родственное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный. Коммуникативные УУД:
-умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения Выполнение задания в рабочей тетради.
Упр. 1 с. 38
- Проконтролируйте чтение задания.
- Составим план выполнения упражнения:
Обозначим на модели…
Подчеркнем …
Сделаем …., вместо буквы, обозначающей «опасный» звук, ставь … Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Самостоятельная работа.
Голубка, горка, мышка, цыплята.
Инструкция: Выпишите слова, в корне которых есть орфограмма «Буквы согласных в корне слова», подчеркните «опасный» звук.
Голубка, мышка.
Включение в систему знаний и умений.
Беседа
-Тема урока?
-Что нового узнали об орфограмме?
- Какие способы проверки буквы согласного в корне слова?
-Для проверки измени слово или подбери родственное слово так, чтобы… Продолжите предложение. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Было легко на уроке, научился находить орфограмму в корне слова.
На данный момент испытываю затруднения в том, чтобы самостоятельно найти орфограмму в слове.
Было трудно, не понял, как находить орфограмму в слове.
Дома предлагаю продолжить наблюдение за тем, как обозначаются согласные звуки в корнях слов.
У. с. 101 правило, упр.1