Самообразование. Инновационные формы работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.


Возможно, ты не самая светлая голова,
зато непревзойдённый проводник света.
Не особо одарённые люди способны
стимулировать одарённость других.
Инновационные формы работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.  
 Актуальность и перспективность.
  Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по её окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.            Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия, как способности, талант, одаренность, гениальность. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей, творческого отношения и познавательного интереса к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.           Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании. учебного процесса. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Одной из форм обучения, развивающей одарённых детей, являются познавательные интересы, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Познание – это одна из форм обучения для ребёнка. Обучая посредством познания, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять. Поиск путей и средств повышения эффективности работы с одарёнными детьми показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.          
Ведущая педагогическая идея.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывают не более четырёхсот. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха». Моя задача раскрыть способности, подготовить ребёнка  к жизни, научить самостоятельно выделять поставленную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу,  является важной и необходимой задачей стоящей передо мной. Каждый урок или внеурочная работа – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам, развитию каких-либо индивидуальных способностей.
Концептуальные основы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении работы с одарёнными детьми в начальной школе. Каким я вижу портрет выпускника школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Для достижения такого портрета необходимо создание образовательной среды для развития одарённых детей, организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов, создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях.
Наличие теоретической базы.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности.  Оптимальность и эффективность средств. Создание образовательной среды для развития одарённых детей, организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов, создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях, использование системы информационно-коммуникационных технологий. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.   
Выявление одаренных детей  начинается уже в начальной  школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления  в  1-2  классах.         В  3-4  классах  уже  работа  с  детьми  ведётся  по  конкретным  предметам. Становится  ясно, к  какому  предмету  у  кого  из  них  больше  способностей.           Одаренные дети:  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;  имеют доминирующую активную познавательную потребность;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; очень  трудолюбивые.  
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).  
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Этой задаче  уделяется большое внимание. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Для этого используются следующие формы работы:
Урочная  деятельность (уроки по предметам).
Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по развивающей системе Л.В.Занкова. Эта программа имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей. В урочной деятельности используются следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - работа в малых группах, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.      
Школьные декады.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовят и проводят КВН («Знатоки родного языка»), познавательные игры («В стране дорожных знаков», «Математическая   викторина»). Дети  принимают  участие   во  всех  конкурсах  и  играх     по  школе  и  району, участвовуют  в  областных  олимпиадах  по  предметам.              
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся проводят праздники, выступют перед  малышами  на  линейках. Уже  в  3  классе  могут готовить  компьютерные  презентации  к  урокам.  
Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.  
  Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Индивидуальные  занятия  по  предметам.
Литература
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
Верхозина О.А. Поддержка одарённых детей. – Иркутск: ИПКРО, 2012г.
http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501014http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n1/2348.shtml