Подготовка к сочинению по личным впечатлениям с использованием проектной деятельности учащихся «Моя малая Родина – Усинск»


Муниципальное учреждение «Управление образования администрации»
муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
(МБОУ «СОШ № 5)





Подготовка к сочинению по личным впечатлениям
с использованием проектной деятельности учащихся
«Моя малая Родина – Усинск»








Автор: Андрюхина А.П.,
учитель русского языка и
литературы




ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учащихся к написанию сочинения; воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
ЗАДАЧИ УРОКА: развивать умение работать над сочинением; совершенствовать навыки правописания.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: защита проектов, подготовленных учащимися

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, медиа-проектор.

ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя (слайд №1)
Города, как и люди. У каждого своя история, своя судьба, свой характер.
Когда живёшь много лет в одном городе, привыкаешь к нему. Многое воспринимаешь привычно. Но, когда ненадолго уезжаешь в другую местность, то невольно возникают сравнения. Причём это происходит даже подсознательно. Всё лучшее, что есть в другом городе, переносишь мысленно в родной. И становится обидно, когда твой город уступает увиденному.
Но ведь всё зависит от нас, жителей. Легче всего критиковать. А это ни к чему не обязывает. Как судят о людях по их делах, так и о городах складывается впечатление по людям, которые в них проживают. Можно взять самое лучшее из увиденного в другом городе и реализовать в родном. Но и, кроме того, ещё помечтать, пофантазировать.
Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию сочинения на тему «Моя малая родина».
Откройте тетради и запишите тему урока.
2. Беседа.
(просмотр ЦОР) Демонстрация ролика «С чего начинается Родина?»
Что для вас понятие Родина? С чего она начинается? (Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.)
Слайд 2. Родина, -ы, ж.  1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат. (Слайд 2.)
(Слайд 3) Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.
Чтобы выполнить следующее задание нам нужно повторить, что такое синонимы. (просмотр ЦОР) Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.
Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.
Задания:
1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.
2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.
Проведем небольшую экскурсию по местам, близким нашему сердцу. (Слайд 4).
И все это малая Родина! Место, где ты родился и вырос.
Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца (слайд №5).
3. Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».
– О какой Родине говорит поэт?
Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.
4. Защита проектов. В течение месяца вы готовили творческие проекты по темам (слайд №6):
«Город мечты»
«Люди моего года»
«Красота родной природы»
Выступление детей:
К.Белов «История моей семьи в истории Усинска»,
А. Рогозин «О, танец, мы с тобой навек» (о маме руководителе хореографического ансамбля Беби- Данс»),
К. Матяжов «История Усинска»,
Д. Мерзлякова «Город мечты»,
К. Найденко «Семь чудес Усинска»,
П. Боровченко « Чудна природа севера»
5. Слово учителя.
Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.
Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее, Там все нас может восхищать, Там все прекрасно, там все мило, Там дни, как молнии, летят, Там нет тоски унылой, Там наше счастие живет, Там только жизнью наслаждаться!
А что нужно делать, чтобы сохранить красоту нашего города, нашей малой Родины?
6. Учитель: пришло время придумать заголовок к сочинению, которое вы будете писать. Запишите заголовок «Моя малая родина».
Какую тему для сочинения вы выберете? Почему? (слайд №7)

Учитель: Вы знаете, что без плана трудно выразить письменно свои мысли, их нужно упорядочить.

(слайд №8) Составим план:
С чего начинается Родина?
Край, в котором я живу.
Я люблю свою Родину.


К какому типу будет относиться сочинение?
Какие элементы встретятся? (слайд №9)
Выстроим логику рассуждения: прошлое и будущее (слайд №10)
Какой тип речи будет преобладать в заключении? (слайд №11)

/Учитель: Наш урок подходит к концу. Вспомните все, о чём говорилось на уроке. Дома вам предстоит написать сочинение по теме “Моя малая родина”. Все прекрасно сегодня работали. Спасибо.
Оценки за урок. Задание: Написать сочинение на тему: «Моя малая Родина» (слайд №12)