программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся Чудо, имя которому — книга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун
Республика Тыва



УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________/А.С.Сат/










Программа
внеурочной художественно-познавательной
деятельности учащихся
«Чудо, имя которому – КНИГА»













Составитель: библиотекарь Монгуш К.С.







Хондергей 2014
Пояснительная записка
Внеурочная художественно-познавательная деятельность – одно из важнейших средств педагогического воздействия на патриотическое, духовное, экологическое становление подрастающего поколения. Она является продолжением и развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует их.
Программа внеурочной художественно-познавательной деятельности учащихся составлена с учетом нормативно-правовой документации: «Конвенции о правах ребенка»; «Конституции РФ»; закона РФ «Об образовании», «О библиотечном деле»; на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется « духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей»
Для углубления и расширения знаний используются следующие формы: экскурсии, беседы, викторины, интерактивные игры, театрализация и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа ориентирована на первоклассников в соответствии со Стандартом и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Программа нацелена на формирование у школьников в возрасте от 6 - 7 лет интереса к Чтению и Книге.
Программа предполагает изучение книг, рекомендованных для детей младшего школьного возраста, включающих золотое ядро детского чтения, способных содействовать саморазвитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Рекомендованный список составлен с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В предложенном списке книг, обеспечивающих духовную безопасность детей, нашла место не только художественная литература, но и познавательная, способная пробудить познавательный интерес ребенка, заразить пытливостью мысль, развить любознательность и исследовательскую жилку. Что касается художественной литературы – воспитателя сердца ребенка, - то она представлена лучшими произведениями отечественных и зарубежных детских писателей и, что не менее важно, лучшими изданиями, иллюстрированными талантливыми художниками.
Рекомендуемые книги систематизированы по жанрам и видам литературы и по возрасту ребенка. В связи с новыми стандартами они вызовут:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения; осознанное восприятие и оценивание содержания и специфики различных текстов, желание участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
желание достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
Главное, научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий. Объем учебного времени, отводимого на курс, составляет 66 часов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 ч в неделю).
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий – 28 ч и внеаудиторных – 38 ч.

Цель:
раскрытие и обогащение духовного мира ребенка с помощью формирования его самостоятельной читательской деятельности на основе сказок, рассказов, стихотворений и т.д.

Задачи:
воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;
формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;
воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
побуждать детей к активному общению с книгой.













Тематический план


п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения

I.
Вводное занятие.
4


1
Организационное занятие.
1
сентябрь

2
Путешествие по школьной библиотеке.
1
сентябрь

3-4
Экскурсия в сельскую библиотеку.
2
сентябрь

II.
По дорогам сказок.
Знакомство и разбор сказок. Беседа по иллюстрациям к ним. Умение отличать авторскую сказку от фольклора. Отражение в них мудрости народной.

24



а) русские народные сказки



5
«Белая уточка»
1
сентябрь

6
«Лиса-лапотница»
1
сентябрь

7
«Старик-годовик»
1
сентябрь

8
«Жили-были»
1
сентябрь

9
«Мария Моревна»
1
октябрь

10
«Перышко Финиста Ясна-Сокола»
1
октябрь

11
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - видеофильм
1
октябрь

12
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» - видеофильм
1
октябрь

13
«Снегурушка и лиса»
1
октябрь

14
Иллюстрирование понравившейся сказки.
1
октябрь

15
Инсценирование сказки по желанию.
1
октябрь


б) литературные сказки



16
Андерсен Х.К. «Сказки» - видеофильм
1
октябрь

17
Гримм Я.К., Гримм В.К. «Золотой гусь: сказки»
1
ноябрь

18
Харрис Д.Ч. «Братец Кролик и Братец Лис» -видеофильм
1
ноябрь

19
Перро Ш. «Волшебные сказки» -видеофильм
1
ноябрь

20
Горький М. «Воробьишка»
1
ноябрь

21
Житков Б.С. «Кружечка под елочкой», «Храбрый утенок»
1
ноябрь

22
Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»
1
ноябрь

23
Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик-семицветик»
1
ноябрь

24
Сутеев В.Г. «Палочка-выручалочка»
1
декабрь

25
Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»
1
декабрь

26
Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку».
1
декабрь

27
Сказки в рисунках. Выставка.
1
декабрь

28
Турнир знатоков русских и других сказок.
1
декабрь

III.
Рассказы о животных.
Знакомство с писателями.
Чтение и обсуждение их произведений. Чтение рассказов вслух. Привитие любви и бережного отношения к природе и животному миру.

18


29
Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»
1
декабрь

30-31
Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки»
2
декабрь

32
Житков Б.С. «Рассказы»;
1
январь

33
Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»
1
январь

34-35

Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука –носорога»
2
январь

36
Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»
1
январь

37
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок»
1
январь

38-39
Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»
2
февраль

40
Снегирев Г. «Про птиц и зверей»
1
февраль

41
Толстой А.Н. «Желтухин»
1
февраль

42
Толстой Л.Н. «Детям»
1
февраль

43
Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»
1
февраль

44
Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»
1
февраль

45
Экскурсия в природу.
1
март

46
Иллюстрации к произведениям. Выставка.
1
март

IV.
Золотая полка.
Знакомство с лучшей детской литературой, предназначенной для младших школьников, которая поможет пробудить в детях воображение и фантазию, привьет вкус к слову и культуре речи, разбудит любознательность, научит доброте и справедливости, разовьет чувство сопереживания, доставит детям удовольствие и поможет в воспитании литературного вкуса. Чтение, беседа, сообщение и т.д.
18


47
Александрова З.Н. «Елочка»
1
март

48
Барто А.Л. «Стихи детям»
1
март

49
Берестов В.Д. «Стихи и сказки»
1
март

50
Благинина Е.А. «Вот, какая мама!»
1
март

51
«Дивная пора: лучшие стихотворения русских поэтов о природе»
1
апрель

52
Жуковский В.А. «Жаворонок»
1
апрель

53
Заходер Б.В. «Кит и кот»
1
апрель

54
Бажов П.П. «Серебряное копытце»
1
апрель

55-56
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», «Серая шейка» - видеофильм
2
апрель

57
Милн,А.А. «Винни – Пух и Все-Все-Все» - видеофильм
1
апрель

58
Михалков,С.В. «Дядя Степа» - видеофильм
1
апрель

59-60
Носов Н.Н. «Незнайка в солнечном городе» - видеофильм
2
май

61
Пушкин А.С. «Сказки» - видеофильм
1
май

62
Толстой Л.Н. «Три медведя и другие сказки»
1
май

63
Чуковский К.И. «Доктор Айболит»
1
май

64
Конкурс чтецов.
1
май

V.
Заключительное занятие.

2


65-66
Задание на лето.
Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам
Чтение – это соучастие в творчестве.
Марина Цветаева
Александрова Т.И. «Кузька».
Бианки В. Сказки о животных.
Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».
Курляндский А. «Вы не были на Таити?»
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

2
май




Список книг, рекомендуемых для прочтения
Александрова Т.И. «Кузька».
Бианки В. Сказки о животных.
Волков А.И. «Волшебник Изумрудного города».
Курляндский А. «Вы не были на Таити?»
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
Родари Дж. «Приключения Чипполино», «Сказки по телефону».
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты художественно-познавательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; умение выбрать книгу и читать ее.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Возрастание интереса к литературе, к чтению; понимание читателем, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир художественной и познавательной литературы при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение кругозора и познавательного интереса воспитанников.
Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником программы, он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.
Школьник научится:
отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
давать элементарную характеристику литературным произведениям.
понимать текст и его интерпретировать;
воспринимать художественное произведение как искусство слова.
размышлять и фантазировать;
воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;
читать вслух и про себя;
научится самостоятельной читательской деятельности.
В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др.















Литература
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение,1978.
«Библиотека – это мозг школы». Просвещение: газета. - 2011.-№43. – С. 12
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Детская энциклопедия. – М.: Мол.Гвардия, 1992.
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006.
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. – М.: ЦГЛ, 2006.
Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам. – М.: РШБА // Школьная библиотека. – 2008. - №10. – С. 32.
Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М.: Глобус, 2009.
Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1985.
Силуянова С.В. От интереса к чтению – духовно-нравственному здоровью учащихся / С.В. Силуянова // Школьная библиотека. – 2008. - №5. – С.48.
Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.








13PAGE 15


13PAGE 14915




15