Технологическая карта к уроку географии Внутренние воды Африки. 7 класс


Технологическая карта к уроку географии
по теме «Внутренние воды Африки». 7 класс.
Учебник: «География материков и океанов» Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А..Издатель: 5-е изд., стер. - М.: Дрофа 2012 год.
Учитель географии и экономики. Методист. ГБОУ Школа № 89 имени А.П. Маресьева, Варварина Надежда Ивановна.
Этап Действия учителя Действия ученика УУД
Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Настрой на работу. Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.
Актуализация знаний. Мотивационно-целевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока, ответив на вопрос: Где мы встречаем воду в природе? Настрой на урок. Отвечают на поставленный вопрос. Формулируют самостоятельно тему и цель урока, определяют для себя задачи, записывают тему урока в тетрадь. Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Предметные результаты: формулирование темы и цели урока, актуализация опорных знаний, составление схем.
Метапредметные результаты: Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов, высказывать суждения
Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом на повторение терминов.
1. Задание учащимся. Составить кластер на тему: Внутренние воды материка.
2.Предлагает вспомнить характеристики реки. Работа в парах.
1. Составляют кластер: реки, озера, ледники, подземные воды, болота.
2.Вспоминают определения:
Река, речная система, русло, исток, устье, бассейн реки, бассейн стока рекиИзучение нового материала 1.Проанализировать физическую карту Африки и определить бассейны стока рек.
Составить кластер. Работа в парах.
1. Составляют кластер: Бассейны стока рек Африки:
Атлантический океан,
Индийский океан,
Внутренний сток. Личностные результаты: проявят учебно-познавательный интерес к географической науке, научатся осваивать новые социальные роли, научатся взаимодействовать друг с другом.
Предметные результаты: получат доказательства взаимосвязи географических объектов, научатся сравнивать объекты и устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты:
учащиеся научатся работать со схемами, таблицами, картами, объяснять полученные результаты.
2. Определить какие реки имеют тот или иной бассейн стока.
2. Три человека работают у доски.
Остальные учащиеся делятся на 3 группы по рядам в соответствии с бассейнами стока рек.
1 ряд: Атлантический океан: Нил, Конго, Нигер, Оранжевая.
2. ряд: Индийский океан: Замбези, Лимпопо
3 ряд: Внутреннего стока (река – озеро)
Шари – Чад
Мбуду –Чад
Рузизи – Танганьика
Многочисленные мелкие притоки – Виктория.
Учащиеся записываю названия рек на доске.
Учащиеся сравнивают свои записи с доской и подписываю названия рек в кластер. 3.Предлагает учащимся посмотреть видеофильм, указывающий на причины образования рек и озер Африки. Работа в парах.
- Определяют причины формирования вод на материке: климат, рельеф.
Устно дают ответы. 4..Дает новые характеристики рек. Составляет 1 ряд кластера № 1 «Влияние климата на речную систему» на доске и 1 ряд кластера № 2 «Влияние рельефа на речную систему». - Записывают кластер № 1 и №2:
№ 1 -«Влияние климата на речную систему»:
многоводность, питание, режим, ледостав:
№ 2 -«Влияние рельефа на речную систему»: характер течения, рельеф русла, направление течения. 5.Предлагает учащимся
объединиться в пары для выполнения практической работы. Проводит инструктаж по определению количества осадков в соответствии с климатическими поясами и рельефом. Работают в парах. Заполняют кластер № 1
Шестеро обучающихся у доски заполняют 2-й ряд кластера № 1. Остальные сверяют свои записи, если есть, то делают замечания.
- многоводность – полноводные в экваториальном кл.поясе.
- питание – в основном дождевое.
- режим – Экв. –полноводны круглый год,
- Субэкв. – полноводны летом
- Субтроп. – полноводны зимой
- Троп. – сухие реки вади.
Работают в парах. Заполняют кластер № 2
Трое обучающихся у доски заполняют 2 ряд кластера № 2.
- характер течения – быстрое течение в горных областях, спокойное течение на равнинах.
- рельеф русла –выход гранита на поверхность создает пороги и водопады.
- направление течение – уклон материка с востока на запад, реки в основном стекают в Атлантический океан. Применение изученного. Предлагает учащимся выполнить практическую работу по определению характеристики озер Африки в форме постерной презентации. Обучающиеся делятся на группы по 4-5 человек.Каждая группа получает текст описания озера.
С использованием плаката размера А3, фломастеров и рекламных материалов составляют постер, на котором отражается характеристика озера: местоположение на материк, характер образования котловины озера, величина, глубина,
Сточное (какие реки впадают), проточное (какие реки вытекают), питание, состав воды (пресное, минерализованное).Представители групп дают краткую презентацию озер: Чад, Танганьика, Ньяса, Виктория, Рудольф. Личностные результаты: проявят учебно-познавательный интерес к географической науке, освоят новые социальные роли: совместная деятельность в группе, направленная на выполнение единой цели, приобретение опыта публичной защиты.
Предметные результаты: получат доказательства взаимосвязи географических объектов, научатся сравнивать объекты и устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты:
учащиеся научатся работать с текстовыми материалами, составлять постер и публично защищать презентацию.
Рефлексия.
Фронтальная беседа. Предлагает учащимся ответить на вопросы 1.Почему внутренние воды на материке распределены неравномерно?
2.Чем представлены внутренние воды?
3.Бассейн какого океана собирает больше всего вод?
4.Почему такую большую площадь в Африке занимает бассейн внутреннего стока?
5.Назовите и покажите на карте самые крупные реки и озера Африки
Итог. Самооценка.
Домашнее задание. Предлагает учащимся выполнить тест. Ответить: верны ли представленные утверждения: «да+» или «нет-»На материке много крупных озер.
2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?
3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?
4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?
5.Берега озера обрамляют горы.
6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.
7. Вода в озере Танганьика соленая.
8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.
9.Озеро Виктория самое большое по площади?
10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе?
11. Озеро Чад самое глубокое озеро?
Сверить свои ответы с ответами на слайде. Оценить свои знания, выставить себе оценку.
11 правильных ответов-«5»; 9-.10-«4»; 7-8-«3».
Ответы: 1+; 2+; 3 +;4 +; 5 +; 6 - ;7 -; 8 +; 9+;10 -; 11-Личностные результаты: научились устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий.
Метапредметные результаты: научились устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет д/з
Дать характеристику крупных рек Африки в соответствии с планом.
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в тетрадь по уровням сложности. Разнообразие рек
Климат оказывает влияние на реки
Разнообразие рек
Климат оказывает влияние на реки

ЭтапДействия учителяДействия ученикаУУД
Разнообразие рек
Рельеф оказывает влияние на реки
Разнообразие рек
Рельеф оказывает влияние на реки

Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.Приветствие учителя. Настрой на работу.Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.
Актуализация знаний. Мотивационно-целевой.Предлагает учащимся посмотреть видеоряд «Равнины и горы России» и сформулировать тему урока.Настрой на урок. Смотрят фильм, формулируют самостоятельно тему и цель урока, определяют для себя задачи, записывают тему урока в тетрадь.Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Предметные результаты: формулирование темы и цели урока, актуализация опорных знаний, чтение географических карт.
Метапредметные результаты: Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов, высказывать суждения.
Актуализация опорных знаний.Фронтальная работа с классом на повторение терминов. Задает вопросы. Просит ответы записать в таблицу «Знаю. Узнал»
1.Что называется рельефом?
2.Какие формы рельефа вы знаете?
3. Как различаются формы рельефа по высоте?
4.Почему общая характеристика природы начинается с рельефа?
5. На какие компоненты природы влияет рельеф?Сверяясь с физической карты России, устно отвечают на вопросы. Записывают правильные ответы в таблицу в столбец «Знаю».
1.Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.
2. Горы.
Равнины
3. Горы - высокие, средние и низкие от 1000 м над уровнем моря.
Равнины – низменности 0-100 м, равнины 100-200м, возвышенности 200-500м, плоскогорья более 500м.
4. Рельеф оказывает влияние на все компоненты природы.
5. Климат, реки, озера, болота, полезные ископаемые, растительный и животный мир, человек и его деятельность.
Изучение нового материала1.Предлагает учащимся посмотреть видеофильм о влиянии тектонического движения на формирование рельефа.
2.Индивидуальная работа с текстом учебника. Знакомство с новыми понятиями.Смотрят видеофильм.
Самостоятельно работают с текстом. Выписывают в таблицу в столбец «Узнал»: тектонические структуры, геосинклинали, платформы, кристаллический фундамент, щит, плита, осадочный чехол.Личностные результаты: Самоопределение. Формирование внутренней потребности к познанию.
Предметные результаты: учащиеся научатся вычитывать из текста фактуальную информацию
Метапредметные результаты: Развитие навыков работать с текстом, картами и таблицами, выделять главное, делать выводы.
Применение изученного. Рефлексия.Предлагает учащимся объединиться в пары для выполнения практической работы. Проводит инструктаж по определению тектонической структуры для следующих форм рельефа:
1.Врсточно-европейская равнина.
2.Западно-с\Сибирская равнина.
3.Среднесибирское плоскогорье.
4.Горы Хибины.
5. Алданское нагорье.
6.Горы Урала.
7. Горы Кавказа.
8.Горя Алтая
9.Горы Сихотэ-Алиня.Выполняют практическую работу «Взаимосвязь рельефа и геологического строения» с помощью анализа карт атласа «Физическая карта России» и «Тектонические строение земной коры России».
Заполняют таблицу.
Контролируют работу друг друга.Личностные результаты: проявят учебно-познавательный интерес к географической науке, научатся осваивать новые социальные роли, научатся взаимодействовать друг с другом.
Предметные результаты: получат доказательства взаимосвязи географических объектов, научатся сравнивать объекты и устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты: учащиеся научатся работать с нетекстовыми материалами (схемами, рисунками, таблицами, картами).
Итог. Самооценка.
Домашнее задание.Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия.
Объясняет д/з параграфа 17, с.71 Разноуровневые д/з. Даётся проектное задание «Особенности рельефа г. Москвы»Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в тетрадь по уровням сложности. Личностные результаты: научились устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий.
Метапредметные результаты: научились устно и письменно выражать свои мысли, идеи.