Методическая разработка Олимпиада по русскому языку 8 класс школьный этап

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 8 классе

1.Расставьте ударение в словах:
Корысть, надолго, углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи , оптовый.
2.Подберите как можно больше словосочетаний с предлогом ПРИ в разных значениях.
3.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка , ставя их в нужной форме.
1)Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения , нужны верные
2)Пространство с четко очерченными границами называют
3)Офицера , состоящего при начальнике для выполнений особых поручений,называют
4)Большая удача для коллекционера - приобрести редкий
5)На должность , звание, даже на руку и сердце нужно найти
6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему
7)Земной, дружеской и приятной , доверительной или семейной
может быть
Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория,экзмпляр,
трбуна, конвер, адютант, кмтет, тмсфера, пр
тндент, о(к,кк)упация, хрктеристика, прздент, гре(с,сс)ия
4.Подберите слова разных частей речи, состоящие из трех букв.
5.Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на А ? Приведите примеры. (Допустимы любые формы слов.)
6.Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина?
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
7.В 1916 году М.Цветаева посвятила поэту А.Блоку следующие строки:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?
8.Как объяснить , что в словах: треножник, стреножить (лошадь), треногий (табурет) пишется буква Е ?
9.Определите окончания в словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми. Какое слово отличается от других по своему строению и почему?
10.Как называется русский алфавит? Какие еще славянские языки пользуются этой азбукой
Ответы

1.Корысть, надолго, углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый.

2.Школа при посольстве, при школе сад, стеснялся при посторонних, держал при себе, явился при галстуке, при его способностях, при помощи доски и т. д.

3. 1) ориентиры.
2) территорией.
3) адъютантом.
4) экземпляр.
5) претендент.
6) характеристику.
7) атмосфера.

4.Ответы могут быть приблизительно такие : дом (имя сущ.), цел,бос,кос (крат. имя прил.).три (имя числ.), пою,шел (глагол), сея,сев (дееприч.), бит, мыт, мят (крат. прич.) , они (мест.), еще (нареч.), над (предлог), или (союз), вот (частица), ого (междометие). Можно подобрать примеры всех частей речи.

5.Имена сущ.(река, слона, окна, берега.), кр. прил. (умна), глаголы(шла), кр. прич.(укрыта), дееприч.(ворча), нареч.(издавна), числит.(два), местоим.(она).

6.В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются и не выступают в роли определений , как в отрывке из пушкинской сказки.

7.Блокъ. До реформы орфографии 1918 года на конце имен сущ- ых мужского рода писалась буква ъ (ер).

8.Все эти слова – сложные, в качестве первого корня в них выступает не все слово три ,а его корень –тр – (ср. тр+и, тр+ ем, о тр+ех), а е – соединительная гласная, она пишется по правилу , так же, как в других сложных словах (овцевод, птицелов, пылесос и т. п.).

9. Возил+а+сь с чь+ими-то пять+ю+десять+ю резв+ящ+ими+ся деть+ми. Отличается слово – детьми, так как лишь у него нет окончания в середине.

10. Русский алфавит - кириллица, пользуются сербский, македонский, болгарский, украинский, белорусский языки.

15