Рабочая программа Двигательно-моторная стимуляция


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрена и рекомендована
Протокол № ____
заседания МО учителей______________
__________________________________
от «___» _________20__г.
Руководитель МО _________ / ________
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
________ И.П. Попова
Приказ №______
от «___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Двигательно – моторная стимуляция»
9 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Количество часов 102
Учитель Афанасьева Татьяна Николаевна
2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Двигательно - моторная стимуляция» составлена на основе образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов
приказа минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м
адаптированной основной образовательной программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7
учебного плана ГКОУ РО Азовской школы № 7
годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы № 7
положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Предлагаемая программа по курсу «двигательно-моторная стимуляция» ориентирована на практическую направленность умений и навыков детей школьного возраста, имеющих трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.

Цель программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) Формирование элементарных ощущений собственного тела
Задачи программы •способствовать формированию базовых элементарных учебных умений и навыков;
•создать условия для формирования стимулирования общего физического развития учащегося и проводить коррекцию нарушенных двигательных функций;
•совершенствовать и поддерживать зрительно-моторную координацию жизненных функций учащегося;
•продолжить развивать общую моторику;
•создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю Программа рассчитана на учащихся 9 класса в возрасте от 7 до 18 лет. Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, 102 часа в год. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Для овладения двигательно-моторной стимуляции большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому двигательная стимуляция представлена в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема.
Уроки строятся на основе следующих принципов:
•интегрирования (включение элементов игровой деятельности); •системности;
•преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития двигательно-моторных навыков и умений необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми. Каждый урок двигательно-моторной стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Двигательно-моторная стимуляция», который доступен большинству учащихся 9 класса
Содержание учебного материала
Двигательно-моторная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, поставь, кати и др. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов. Дети с глубокой умственной отсталостью неподвижны и ограничены в движениях. Двигательно-моторная стимуляция неразрывно связаны с тактильной стимуляцией. При выполнении любых упражнений необходима подготовка. Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, ласковые щекотания и другие игры. Обучение удерживанию, захватыванию предметов различной фактуры.
Содержание учебного материала
№ п/п Содержательные линии Кол-во часов Коррекционно-развивающие задачи.
1 2 3 4
1 Раздел 1.Обследование двигательной сферы 3 Диагностика двигательных функций учащихся.
Развивать восприятие окружающего мира.
2 Раздел 2. Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков
3 Раздел 3. Переворачивания в разные позиции с помощью взрослого 4 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей
4 Раздел 4.Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые) 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов
5 Раздел 5. Пассивные движения и изменения положения тела 6 Создать условия для формирования поддерживать зрительно-моторную координацию жизненных функций обучающегося
6 Раздел 6. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 2 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов.
7 Раздел 7. Переворачивания в разные позиции с помощью 2 Развивать восприятие окружающего мира
8 Раздел 8. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) 3 Развивать понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи
9 Раздел 9. Захват предметов разной формы (мяч ,кубик) 6 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей
10 Раздел 10. Массаж кистей рук и стоп 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов
11 Раздел 11. Пассивные движения и изменения положения тела 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов
12 Раздел 12. Формирование элементарных ощущений собственного тела 5 Развивать восприятие окружающего мира
13 Раздел 13. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей
14 Раздел 14. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые) 7 Развивать восприятие окружающего мира
15 Раздел 15. Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики) 4 Развивать понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи
16 Раздел 16. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 3 Развивать восприятие окружающего мира
17 Раздел 17. Массаж кистей рук и стоп 5 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков
18 Раздел 18. Обучение сидения без поддержки 5 Выполнять упражнения
19 Раздел 19. Пассивные движения и изменения положения тела (метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей
20 Раздел 20. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 5 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов
21 Раздел 21. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков
22 Раздел 22. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей
23 Раздел 23. Захват предметов разной формы (мяч ,кубик) 3 Обогащать и развивать сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов
24 Раздел 24. Массаж кистей рук и стоп 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков
25 Раздел 25. Пассивные движения и изменения положения тела (метод пассивной техники кинезитерапии) 5 Развивать восприятие окружающего мира
26 Раздел 26. Закрепление пройденного материала 4 Обогащать и развивать сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов
ИТОГО 102 Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата урока Планируемый результат
Раздел 1.Обследование двигательной сферы
1 Установление контакта Установить контакт с учителем
2 Установление контакта Установить контакт с учителем
3 Диагностика двигательной сферы Диагностика
Раздел 2. Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе
1 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы.
2 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы
3 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы
Раздел 3. Переворачивания в разные позиции с помощью
1 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
2 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
3 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
4 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
Раздел 4.Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)
1 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
2 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
3 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
4 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
Раздел 5. Пассивные движения и изменения положения тела
1 Повороты тела в разные стороны (влево) Изменять положение тела
2 Повороты тела в разные стороны (влево) Изменять положение тела
3 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
4 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
5 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
6 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
Раздел 6. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе
1 Повороты головы в разные стороны Выполнять повороты головы
2 Повороты головы в разные стороны Выполнять повороты головы
Раздел 7. Переворачивания в разные позиции с помощью
1 Переворачивание с живота на спину с помощью Выполнять повороты с живота на спину
2 Переворачивание с живота на спину с помощью Выполнять повороты с живота на спину
Раздел 8. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи)
1 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
2 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
3 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
Раздел 9. Захват предметов разной формы(мяч ,кубик)
1 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
2 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
3 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
4 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
5 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
6 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
Раздел 10. Массаж кистей рук и стоп
1 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
2 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
3 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
4 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
Раздел 11. Пассивные движения и изменения положения тела
1 Движения и изменения положения тела  Выполнять изменения положения тела
2 Движения и изменения положения тела  Выполнять изменения положения тела
3 Движения и изменения положения тела Выполнять изменения положения тела
4 Движения и изменения положения тела Выполнять изменения положения тела
Раздел 12. Формирование элементарных ощущений собственного тела.
1 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
2 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
3 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
4 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
5 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
Раздел 13. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии)
1 Повороты в разные стороны Выполнять повороты
2 Повороты в разные стороны Выполнять упражнения
3 Повороты в разные стороны Выполнять повороты
Раздел 14. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)
1 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
2 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
3 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
4 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
5 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
6 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
7 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
Раздел 15. Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики)
1 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
2 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
3 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
4 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
Раздел 16. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе.
1
Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе  Выполнять повороты головы
2 Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе Выполнять повороты головы
3 Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе  Выполнять повороты головы
Раздел 17. Массаж кистей рук и стоп
1 Массаж кистей рук и стоп Массажировать кисти рук и стоп
2 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
3 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
4 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
5 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
Раздел 18. Обучение сидения без поддержки
1 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
2 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
3 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
4 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
5 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
Раздел 19. Пассивные движения и изменения положения тела (метод пассивной техники кинезитерапии)
1 Пассивные движения и изменения положения тела  Выполнять движения
2 Пассивные движения и изменения положения тела Выполнять движения
3 Пассивные движения и изменения положения тела Выполнять движения
Раздел 20. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе
1 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе  Выполнять повороты головы
2 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
3 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
4 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
5 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
Раздел 21. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии)
1 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
2 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
3 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
Раздел 22. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи)
1 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
2 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
3 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
Раздел 23. Захват предметов разной формы(мяч ,кубик)
1 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета.
2 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
3 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
Раздел 24. Массаж кистей рук и стоп
1 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
2 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
3 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
Раздел 25. Пассивные движения и изменения положения тела(метод пассивной техники кинезитерапии)
1 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
2 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
3 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
4 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
5 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
Раздел 26. Закрепление пройденного материала
1 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно Выполнять манипулирование предметом
2 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно Выполнять манипулирование предметом
3 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно Выполнять манипулирование предметом
4 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно Выполнять манипулирование предметом
Перечень учебно-методического обеспечения.
‒ предметы различной формы