Актуальные проблемы начального обучения

Здоровье – это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а
не просто отсутствие болезней или физических
дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования научных работников последних лет показывают следующие факты:
- около 25-30 % детей- первоклассников , имеют те или иные отклонения в здоровье;
- за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза;
- число близоруких детей увеличивается в 3,9 – 12,3 %;
- с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 – 16,4 %;
- нарушение остроты зрения по России до 30-40 %.
Почему все болезни человека заложено в детские годы? Почему так происходит?
Мы взрослые, считаем: для детей самое главное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя плохое настроение, самочувствие , кружится голова.
Как сделать так, чтобы учение в школе было в радость?
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.    
 Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия :
      1. Утренняя зарядка. Каждое утро перед началом уроков проводится утренняя гимнастика. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
      2. Игровые перемены.  После урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические и музыкальные перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре гимназии.. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
      3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
     4.  Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
по укреплению зрения,
по укреплению мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. 
    Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
      Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.
Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроков гигиены как самостоятельных уроков и использование элементов на обычных уроках.
Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
      Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.
Здоровый  образ жизни пока не занимает первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.