Практическая работа по темеСохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.


Практическая работа Модуль 3.
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Ф.И.О. слушателя Шереметова Оксана АлиевнаГруппа № 4 Дата выполнения работы 23 мая 2014 года
Вопрос 1
Дайте определение понятиям «здоровье», «норма», «профессиональное здоровье». Назовите основные составляющие здоровья.
Ответ
Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (Определение Всемирной организации Здравоохранения).
 «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
Профессиональное здоровье это возможность выполнять свою работу и строить карьеру, при сохранении баланса в нашей жизни. Желание внести свой вклад в карьеру, оказать положительное влияние на организацию, в которой мы работаем, и на общество в целом, ведет к профессиональному оздоровлению.
При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».
Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.
Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).
Физическая составляющая здоровья.
Данная составляющая здоровья определяет уровень развития и роста всех систем организма и его органов. Физическое здоровье подразумевает успешное функционирование физиологических систем человеческого организма (кровеносной, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, выделительной и прочих систем).
Психическая и духовная составляющие здоровья.
Эти немаловажные составляющие здоровья определяют состояние духовной, моральной и психической сферы. Психическое и духовное здоровье подразумевает нормальное функционирование мыслительных процессов, воображения, памяти, внимательность, способность к адекватной оценке и восприятию собственных ощущений и чувств, осознанному управлению эмоциями, развитие интеллекта, наличие определенных моральных идеалов и жизненных ценностей.
Социальная составляющая здоровья.
Посредством социальной составляющей здоровья происходит свободный и осознанный выбор той или иной социальной роли, осознание возможных последствий каких-либо собственных действий, возложение на себя ответственности за результат этих действий. Социальное здоровье подразумевает личностное развитие человека, его умение ответственно и свободно определять свое место и роль в социуме.
Вопрос 2
Какие существуют нормативно-правовые документы по охране и укреплению здоровья участников образовательного процесса (федеральные, региональные, общеобразовательного учреждения)?
Ответ
Введение ФГОС - сложный и многоплановый процесс. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС: нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2001г.) отмечено, что здоровьесбережение должно стать составляющей любой образовательной модели, предлагаемой для организации современной педагогической деятельности.
Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений существует давно, за это время накопилось немало полезной и важной методической и нормативно-правовой документации:
Конвенция о правах ребёнка (1989г.).
Кодексы
Гражданский процессуальный кодекс РФ (с изменениями);
Семейный Кодекс РФ (с изменениями);
Трудовой кодекс РФ с изменениями и дополнениями.
Федеральные законы
"Об образовании";
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПин
Постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», действующее с 1 января 2009 года;
«Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Приказы и другие нормативно-правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения". Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г.
«О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Росси и РАО;
Инструктивные письма
«Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях». Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 января 2008 года;
Вопрос 3
Каковы цели, задачи и педагогические условия реализации системной модели здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении?
Ответ
При выборе и постановке цели любой деятельности необходимым условием является прогнозирование ее результата, то есть достижения такого будущего состояния, к которому стремится та или иная система.
Система содействия здоровью школьников и педагогов должна проектироваться с опорой на следующие принципы:
обеспечение безопасной и здоровой среды в сфере обучения, питания; внеклассной и внеурочной деятельности;
формирование чувства ответственности за здоровье личности, семьи и общества;
демонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств для выбора здорового образа жизни;
обеспечение самоуважения и взаимоуважения обучающихся для возможно полной реализации физического, психического и социального потенциала;
развитие интеллектуальной коммуникативной среды в школьном сообществе;
использование потенциала специалистов и других ресурсов сообщества для поддержки образования в области здоровья;
последовательность и преемственность учебных программ в области здоровья с учетом требований государственных образовательных стандартов нового поколения;
создание базы данных информации о здоровье участников образовательного процесса, «базы мастерства» для дальнейшей интерпретации такой информации.
Критериями и показателями эффективности модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам могут выступать:
учет возрастных особенностей;
целенаправленность использования методов;
реализация интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы);
реализация технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся;
направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга;
ориентация на приобретение знаний, умений и навыков;
проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи реализации такого подхода определяют осуществление тех основных функциональных направлений, которые будут способствовать достижению главного результата. К их числу относятся:
изменение принципов управления общеобразовательным учреждением исходя из основ здоровьесберегающей деятельности и системного деятельностного подхода;
решение вопросов соответствующей подготовки педагогического коллектива для изменения организации педагогического процесса (учебного и воспитательного) на основе здоровьесбережения;
модернизация подходов к предметной области «Физическая культура»;
построение на основе аксиолого-компетентностного подхода системы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у участников образовательного процесса (ученики, педагоги, родители);
создание в общеобразовательном учреждении системы многоуровневого мониторинга здоровьесберегающей деятельности, а также рейтинговые оценки здоровья участников педагогического процесса.
С позиций организации педагогического процесса педагогические условия определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую) и собственно педагогическую (среду образовательного учреждения). Если возможности влияния педагогов на внешнюю среду весьма ограниченны, то изменение характера педагогической среды непосредственно является зоной их компетентности.
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, использование эффективных средств организации рационального режима обучения и активного отдыха, занятия физкультурой и спортом формируются при обеспечении соответствующих педагогических условий, направленных на организацию здоровьесберегающего образования.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
принцип ненанесения вреда;
принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
принцип триединого представления о здоровье;
принцип непрерывности и преемственности;
принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;.
принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
принцип контроля за результатами.
Вопрос 4
Что включает ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений при переходе к внедрению системной модели здоровьесберегающей деятельности?
Ответ
Ресурсная база реализации системной модели здоровьесберегающей деятельности складывается из нескольких категориальных групп. Это, прежде всего, ресурсные средства, которые обеспечат те изменения педагогических условий в ОУ, которые будут в дальнейшем способствовать сохранению и укреплению здоровья учеников и педагогов.
Одним из важнейших ресурсов являются педагогические кадры, готовые к подобной деятельности, разделяющие ценностные ориентиры на здоровье и здоровый образ жизни. К этой категории ресурсного обеспечения теснейшим образом примыкают информационные ресурсы — руководства по технологиям, программам, УМК и т. д., которые необходимы для поддержки образовательного учреждения в здоровьесберегающей деятельности.
Материально-технические ресурсы обеспечивают изменения инфраструктуры образовательного учреждения для создания условий соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, осуществление спортивно-оздоровительной и медицинско-коррекционной деятельности.
Наконец, финансовые ресурсы определяют степень и последовательность решения всех вопросов, связанных с планированием и реализацией ресурсной базы ОУ, ориентированного на здоровьесберегающую деятельность. Они включают в себя материальное стимулирование тех педагогов, которые включились в данную работу, финансирование различных конкурсов, проводимых в ОУ как для школьников, так и для педагогических работников, и т. д.
Вопрос 5
Каково значение модернизации педагогических технологий на основе деятельностного подхода как важного средства сохранения здоровья учащихся?
Ответ
Принципы, составляющие методологическую основу модели:
научности, предполагающий реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованные и проверенные здоровьесберегающие технологии;
природосообразности, исходящий из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка;
сознательности и активности, предполагающий формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;
приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении процесса личностного развития ребенка как ведущего звена в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе школы. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель;
связи теории с практикой, заключающийся в практикоориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции;
субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающий свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития;
здоровьеценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности.
Воспитательная ценность модели состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.
Технология деятельностного метода выводит на первый план деятельность ученика, его способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. При соблюдении всех принципов технологии эта деятельность проходит на высоком уровне психологической комфортности, а значит, способна сохранять и укреплять здоровье детей.
-Использование на уроках техник и приёмов педагогики поддержки совместно с технологией деятельностного метода позволяет решать следующие задачи здоровьесбережения: • Снижение нервно-психической нагрузки учащихся. • Создание на уроке положительного психо-эмоционального настроя. • Осуществление комфортного перехода от незнания к знанию. - Уроки с использованием технологии деятельностного метода позволяют выходить за рамки школьного учебника, оптимизировать учебный материал, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Одновременное использование с ней приёмов и техник педагогической поддержки дало высокие результаты сохранения душевного здоровья, а именно отсутствие психологической напряженности, тревожности, хронической усталости, присутствие хорошего самочувствия и мотивированного отношения к учёбе, 100 % адаптации к обучению в школе. -. Совместное использование техник и приёмов педагогической поддержки младших школьников и технологии деятельностного метода оптимально сочетается для приобретения фундаментальных знаний, социальной адаптации, успешности личности, её психического и физического здоровья. 
Вопрос 6
Что предполагает оптимизация и модернизация предметной области «Физическая культура»?
Ответ
Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.Оптимизация и модернизация области физической культуры в основной школе предполагпет решение следующих задач:•     укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;•     формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;•     освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;•     обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;•     воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Вопрос 7
Что предполагает межведомственная деятельность образовательного учреждения, реализующая системную модель?
Ответ
Разработка системной модели, направленной на формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса может предполагать трехуровневую иерархию: краевой (региональный), муниципальный (городской или районный) и школьный уровни.
К краевому (региональному) уровню задач относятся: разработка методологии кадрового обеспечения и финансовая поддержка ее реализации; организация межведомственного взаимодействия, междисциплинарного сопровождения и экспертизы функционирования системы; нормативное и научно-методическое сопровождение; организация системы мониторинга; информационное обеспечение функционирования системы; интерпретация и распространение опыта работы; повышение квалификации работников образования .Модель муниципального уровня предполагает широкую межведомственную деятельность . Межведомственное взаимодействие должно быть направлено на профилактику рисков, мешающих всестороннему благополучию детей, усиление научно-методического взаимодействия национальных и международных центров для содействия здоровью обучающихся; разработку универсальных программ. К муниципальному уровню задач относятся: учебно-методическое сопровождение, организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение функционирования объектов системы; создание условий для функционирования системы мониторингов, информационное обеспечение на муниципальном уровне.
Модель школьного уровня предполагает внешнюю и внутреннюю здоровьесберегающую деятельность , которые тесно взаимосвязаны и включают задачи, определяющие конкретную работу образовательных учреждений по реализации всех направлений функционирования ОУ: разработку, апробацию и внедрение школьных инициативных программ, освоение и внедрение регламентированных и факультативных программ, обеспечение системы мониторинга, систематизация и обобщение опыта работы, прогнозирование учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Задачи реализации такого подхода определяют осуществление тех основных функциональных направлений, которые будут способствовать достижению главного результата. К их числу относятся:
- изменение принципов управления общеобразовательным учреждением исходя из основ здоровьесберегающей деятельности и системного деятельностного подхода;
- решение вопросов соответствующей подготовки педагогического коллектива для изменения организации педагогического процесса (учебного и воспитательного) на основе здоровьесбережения;
- модернизация подходов к предметной области «Физическая культура»;
- построение на основе аксиолого-компетентностного подхода системы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у участников образовательного процесса (ученики, педагоги, родители);
- создание в общеобразовательном учреждении системы многоуровневого мониторинга здоровьесберегающей деятельности, а также рейтинговые оценки здоровья участников педагогического процесса.
С позиций организации педагогического процесса педагогические условия определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую) и собственно педагогическую (среду образовательного учреждения). Если возможности влияния педагогов на внешнюю среду весьма ограниченны, то изменение характера педагогической среды непосредственно является зоной их компетентности.
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, использование эффективных средств организации рационального режима обучения и активного отдыха, занятия физкультурой и спортом формируются при обеспечении соответствующих педагогических условий, направленных на организацию здоровьесберегающего образования.
Вопрос 8
Какова структура взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья (учащиеся-педагоги-родители; школа-межведомственные организации)?
Ответ
Опыт реализации комплексных программ «Образование и здоровье» в ряде регионов России показал, что такая работа начинается с создания общественного Совета по здоровью. В ОУ в состав такого Совета, как правило, входят:
руководители (директор, завучи);
координаторы образовательных программ формирования культуры здоровья;
медицинские работники;
учителя биологии, физкультуры, безопасности жизнедеятельности;
социальный педагог;
представители родительского комитета;
представители попечительского Совета;
представители учащихся (старшеклассники).
В Управлении образования такой совет может координировать всю работу ОУ и включать в свой состав:
представителей УО;
директоров или завучей образовательных учреждений, ведущих активную работу по сохранению и укреплению здоровья;
представителей общественных организаций, занимающихся этими проблемами;
представителей управления здравоохранения (педиатра, невролога, нарколога) и соцзащиты;
представителей родительских комитетов;
представителей прессы.
Школьник Педагоги Родители
Элементарные знания о здоровье и ЗОЖ Знание о системе формирования ЗОЖ Личностное осознание значимости здорового образа жизни.
Элементарные знания о здоровье и здоровом образе жизни.
Участие в здоровьесберегающем пространстве ОУ, семьи Осознание необходимости формирования ЗОЖ. Умение применять технологии, методы и приемы, транслирование их на субъектов образовательного процесса Осознание личной значимости
здорового образа жизни.
Осознание необходимости формирования ЗОЖ.
Саморегуляция на личностном уровне Отслеживание результативности работы по формированию ЗОЖ Саморегуляция на личностном уровне
Необходимо выделить несколько критериев, которые определяют организацию оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьей:
- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, в планировании работы учреждения;
- взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога; использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей;
- организация методической работы по повышению общей компетентности педагогического коллектива в вопросах культуры здоровья, в том числе коммуникативной и профессиональной компетентности;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.
Для проектирования модели взаимодействия педагогов с семьей в образовательном учреждении необходимо учитывать научно-практическое обоснование условий такого взаимодействия, организации и проведения методической работы педагогов с родителями по их включению в формирование культуры здоровья у школьников. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи в работе с родителями по формированию здорового образа жизни детей:
- изучение запроса родителей;
- ориентация семьи на воспитание здорового ребенка;
- освоение родителями основ личностно ориентированной педагогики и психологии для общения с детьми, обеспечивающего эмоциональное благополучие и психологическое здоровье детей;
- формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни;
- помощь в приобретении практических навыков, элементарных приемов и методов сохранения и укрепления здоровья.
Формирование здоровой личности на социальном уровне предполагает работу с экосистемами ребёнка и его семьи: референтные группы ребёнка, коллектива школы, «значимые взрослые» учителя, воспитатели, специалисты, группы сверстников для подростка. Работа на этом уровне предполагает формирование ментальных ценностей здоровья и здорового образа жизни в пространстве школы, рекламу здоровой, успешной личности, здоровых отношений, здорового активного образа жизни.
Вопрос 9
Какова роль мониторинга здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения?
Ответ
Здоровьесберегающий мониторинг - системная оценка здоровья школьника с целью дальнейшей коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ориентации на здоровый образ жизни.
В то же время мониторинг является важнейшим инструментом оценки
эффективности используемых воспитательно-образовательных методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.
В данном мониторинге активными участниками становятся учащиеся, педагоги, родители, психологи, медицинские работники. Таким образом, комплексный мониторинг объединяет усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса для достижения целей здоровьесбережения.
Параллельно с организационными и педагогическими задачами должны решаться задачи физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга, т.е. динамического наблюдения за условиями обучения, уровнем учебной и общей нагрузки, состоянием здоровья учащихся.
Системный подход к организации мониторинга строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно:
комплексность;
системность;
целостность;
динамичность;
репрезентативность;
методическое единство;
наличие обратной связи.
Физиолого-гигиенический и психофизиологический мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач; возникающих в процессе совершенствования структуры и содержания образования, в том числе:
- описание здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
- анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, влияющих на здоровье и связанных с ним процессов;
- оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения;
- создание и распространение эффективных моделей здоровьесберегающей школы.
Системный подход к оценке уровня здоровья школьников предполагает взаимосвязь всех компонентов (блоков), логически выстроенных в определенной последовательности: паспорт здоровья школьника – паспорт здоровья класса – паспорт образовательного учреждения.
Вопрос 10
Что предполагает модель внеурочной деятельности с элементами здоровьесбережения по каждому направлению в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения?
Ответ
Внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья обучающихся:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Количество часов на внеурочную деятельность в настоящее время не регламентировано и образовательное учреждение вправе самостоятельно это определять. Реализация основной образовательной программы осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе школы предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через:
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Кроме предложенной типологии, можно рекомендовать для использования вариативную организационно-правовую модель сетевого взаимодействия в рамках реализации программ внеурочной деятельности, с которой можно ознакомиться в презентации.
Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.