Статья «Социальная среда, как основной фактор влияния на психологическое здоровье современного подростка»


Рабсалова Дарима Бадмаевна
ГПОУ МАПТ
«Социальная среда, как основной фактор
влияния на психологическое здоровье современного подростка»
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий [1, с.68]
На сегодняшний день современное образовательные тендеции нашей страны направлены на развитие личности каждого участника образовательного процесса, учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода. Сегодня сотавляя занятие преподаватель делит его не основные три составлющие: вводно-мотивационный, опреационно-содержательный и рефлексивно-оценочный. В нашей работе сособе внимание хочется уделить именно-вводно-мотивационному этапу, так как это наиболее основполагающий фактор дальнейшего хода учебной деятельности. Мотивация- это желание риобрести новые знания, это желание к самосовершенствованию. И то как будет мотивирован подросток на занятие будет зависеть от того с кем проходило его общение до начала занятия, и самое главное насколько качественным оно было.
Современный подросток сегодня имеет большую психологическую нагрузку в течение дня. Обычный день проходит день подростка по статистике нашего образовательного учрежения проходит примерно одинаково: утро-семья, дорога в колледж - друзья, занятия – одногруппники, обед – семья, друзья, вечер-друзья, свободное время – интернет общение. Таким образом, мы видим, что течение одного дня подросток постоянно переходит из одной социальной среды в другую, следовательно, каждый раз он испытывает не большой, но психологический кризис, сознание меняется и переориентируется на ту социальную микросреду, где он находится в данный момент. Такие изменения могут происходить и внешне, это влиляет на поведение, на манеру речи, на движение и многое другое.
В ходе нашего исследоваия мы выделяем четыре основных социальных фактора влияния на современного подростка: семья, друзья (сверстники, одноклассники, одногруппники, друзья по проживаию, по интетресам), образовательное учреждение, друзья
Влияние семьи на воспитание подростка. В семье не только закладывается основа личности, именно в семье происходит последовательное приобщение личности к ценностям жизни нравственным и материальным, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Семья – это микромодель общества, здесь закладываются основы поведения в обществе, умение общаться. Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания.Для полноценного развития личности, подростку необходимо овладеть огромным багажом знаний, умением адекватного восприятия собственного «я», конструктивного поведения в опасных ситуациях, и многое другое.
Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и образовательная организация, и различные учреждения системы дополнительного образования.
Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Для студента колледжа занятия проходят парами, с прерывом. Но студенты колледжа — это такие же подростки, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в ОУ. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях. Занятия проходят в основном в форме лекций и зачетов, семинарских зантий.
К моменту перехода на обучение в колледж дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют: 1) в отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного; 2) в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора; 3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.
Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.
Взаимоотношения подростков с коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в коллективе обеспечивается: 1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом; 2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса, 3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.
У непопулярных и отверженных подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев - завышена. Характер самооценки подростка - важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.
Таким образом, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье современного подростка во многом зависит от социальной среды. Социальнная среда это и есть жизнь современного подростка, здесь идет развитие личности, и то насколько качественным будет его развитие, зависит от тех главных факторов, которые мы определили в своей работе. В свою очередь для благотворного влияния ОУ на психологическое здоровье подростка преподавателю следует вести психолого-педагогическую диагностику коллектива, определять уровень мотивации к обучению, способствовать его повышению используя различные инновационные технологии. На своих занятиях я рекомендую использование практико-ориентированного обучения, особенно в начеле занятия, на первом этапе можно использовать кейсовый метод – метод, когда просматривается случай из жизни или наиболее приближенный к реальной жизни случай, определяющий проблему и методы его решения. Также использование информационно-коммуникационных технологий во время занятия: онлайн-тесты, видеоролики с ностелями языка, квесты и так далее. Практика показала, что такие приемы на вводно-мотитвационном этапе максимально включают студентов к работе на дальнейшем занятиии.
Литература
Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.
Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2.
Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.
Ивченкова Н.П., Ефимова А.В. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 32 с.