Выступление на МО по теме: Нравственное воспитание — основа духовного развития младших школьников


Текст выступления на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Нравственное воспитание – основа духовного развития»
Автор: Мунасыпова Н.А. В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.
Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Целью программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся нашей школы на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
формировать основы гражданской идентичности: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа;
воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Основными направлениями я духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются следующие направления:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Конечно, для реализации этих целей и задач необходимы определённые условия:
направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;
гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
В свою очередь от младших школьников требуется:
знать гимн, гордиться своей Родиной;
уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;
бороться с собственной ленью и другими недостатками;
беречь общественное добро и родную природу;
помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.
Основными источниками нравственного опыт детей являются учебная деятельность. Духовное и нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и окружающему миру. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.
Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат.
Во внеучебной деятельности я в классе применяю следующие формы работы:
1. Занятия клубного типа. («Зелёная аптека на службе человеку», «Я играю себя», «Я смотрю на себя», «Я создаю себя», «Мы и окружающий мир»).
2.Экскурсии. Хочется отметить большую помощь в духовно нравственном развитии коллектива музея изо. Дети с удовольствием посещают выставки в этом музее. Краеведческий музей. Есть экскурсия по городу в целях знакомства с памятниками нашего города. Конечно же это экскурсии в природу.
3.Классные часы. Я стараюсь на классных часах рассказывать об основных знаменательных датах нашей страны, о взаимоотношениях в обществе, правилах и нормах поведения. В 4 классе дети являются моими помощниками. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
4. Этические беседы. («Во что мы играем», «Этикет, или Просто хорошие манеры», «Дорогою добра», «Очень важный разговор», «От чистого сердца простыми словами»)
5. Игры. Их можно проводить и перед занятиями и во время занятий.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без связи с семьёй.
Одной из педагогических задач реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно- нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем организации и проведения родительских лекториев, тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций по вопросам развития и воспитания учащихся, подготовки и размещения материалов на сайте школы, выпуска информационных материалов;
совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных мероприятий, КТД, праздников, конкурсов ДПТ, спортивных соревнований;
расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, выступлений на классных часах.
Думаю, что в любом классе находятся родители, помощники учителя. Чаще всего они оказывают нам помощь в проведении развлекательных мероприятий, выходов на природу. Хотелось бы привлечь их и к проведению классных часов. Мы же в свою очередь пытаемся помочь родителям в воспитании детей.
Программа бесед с родителями по нравственному воспитанию ценностей у детей младшего школьного возраста включает следующие направления:
- особенности психофизиологического развития детей класса и учет их в семейном нравственном воспитании;
- наиболее острые проблемы младшего школьного возраста.
Примером могут служить такие темы: «Семья и духовное развитие младших школьников», « «Родители - советчики, родители - мои друзья», «Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей», «Роль семьи в формировании положительной «Я» концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Акцентуации характера».
Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме творческого отчета по итогам учебного года. Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, младших школьников и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла.
Формы проведения творческого отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, экологическое казино, собрание - клубное заседание, кафе и т.д.
Работа по нравственному воспитанию детей требует много усилий, порой результат этой работы мы видим лишь через несколько лет, а услышать «спасибо» от детей можем только на выпускном в 11 классе.
Дети, привыкшие к критике,Учатся осуждать.Дети, враждою воспитанные,Знают, как нападать.Дети, в насмешках выросшие,Впитывают робость.Много и часто стыдимые С виною своей неразлучны.Те, кто воспитан терпимостью,Постигают науку терпения.Воспитанные ободряющим словомУмеют верить в себя.Дети, взращенные похвалою,Умеют видеть хорошее.А воспитанные справедливостьюУчат детей доверию.Дети, воспитанные одобрением,Живут с собою в ладу.Одаренные дружбой, душевным теплом Находят в мире любовь.