Рабочая программа Окружающий мир 3 класс ФГОС УМК Школа России


МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» 02.03
Рассмотрено на заседании
МО учителей начальных
классов протокол №1
от «___» августа 2015 г.
Руководитель МО:
_______(Дябина Н.В.)
Согласована на МС школы протокол № 1 от «___» августа 2015г.Зам.директора по УВР:_________ (Хмелевская Л.Н.) Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1
от «___» августа 2015 г. Председатель:
_______(Бородина Е.Е.) Утверждаю
Директор школы: ________(Хмелевская Т.П.)
приказ №
от «__» _________2015 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
__3__класс
Количество часов: 68 (2 часа в неделю)
Учитель: Хмелевская Лидия Николаевна
с. Заречье.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными целями начального обучения окружающего мира являются:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч.)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир» (7 часов), в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа» (19 часов). В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье» (10 часов), нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность» (8 часов), в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика» (12 часов). Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам» (12 часов), которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние РоссииТребования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:

знать:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мирауметь:
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Контрольно-измерительные материалы.№ урокаВид работыТема7 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
8 Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»
9 Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала»
10 Практическая работа №3 «Свойства воздуха» Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»
11 Практическая работа №4 «Свойства воды» Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»
12 Практическая работа №5 «Круговорот воды» Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды»
14 Практическая работа №6 «Состав почвы» Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»
17 Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»
18 Итоговый тест за 1 четверть Охрана растений26 Проверочная работаОбобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»
29 Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу»
31 Итоговый тест за 2 четверть Наше питание
33 Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»
36 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»
44 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»
47 . Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»
48 Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»
51 Итоговый тест за 3 четверть Наши проекты: «Экономика родного края»
56 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»
60 Итоговая диагностическая работа. Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа.
66 Итоговый тест за 4 четверть На юге Европы
67 Итоговый тест за учебный год По знаменитым местам мира
68 Проверочная работа Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам»
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
№ Тема урока Кол-вочасовЭлементы содержания Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Деятельность учащихся Дата
ПредметныеМетапредметные универсальные учебные действия (УДД) Личностные Как устроен мир 7 часов1. Природа. Ценность природы для людей. 1 Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскопАнализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы Построение логической цепочки рассужденийПроявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе. 2. Человек. 1 Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память,мышление, воображение. Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. 3. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» 1 Различать понятия государство,территория. Определять герб, флаг России. Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Сотрудничество с учителем и учащимися Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы 4. Общество1 Различать понятия государство,территория. Определять герб, флаг России. Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Семья, народ, государство, общество5. Что такое экология1 Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи. Называть экологические связи и их разнообразие Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса экология6. Природа в опасности! Охрана природы. 1 Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Окружающая среда, заповедник, национальный парк 7 Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. 1 Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Эта удивительная природа 19 ч.
8. Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» 1 Определять понятия: тело, вещество, частица. Различать тела и веществаМоделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел 9. Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» 1 Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам Моделирование процесса растворенияПродуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах 10 Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» 1 Определять состав и свойства воздуха. Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Исследовать с помощью опытов свойства воздуха 11 Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» 1 Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра. Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Исследовать и объяснять свойства воды 12 Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды» 1 Увязывать круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение,
круговорот воды. Различать три состояния водыМоделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина Сотрудничество с учителем и учащимися Высказывать предположения о состояниях воды в природе 13 Берегите воду! 1 Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Понимать, что надо беречь и охранять воду Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды Проявлять познавательный интерес к изучению предмета Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. 14 Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» 1 Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. Характеризовать процессы образования и разрушения почв Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента 15. Разнообразие растений1 Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Приводить примеры растений разных групп и видов Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений 16 Солнце, растения и мы с вами 1 Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Сотрудничество с учителем и учащимися Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений 17. Размножение и развитие растений Практическая рабо-та №7«Размножение и развитие растений» 1 Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. 18. Охрана растений Проверочная работа1 Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях 19. Разнообразие животных1 Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Учить классифицировать животных20. Кто что ест 1 Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытомКлассифицировать объекты природы по существенным признакам
21. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» 1 Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать обитателей дубовых лесов. Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания 22 Размножение и развитие животных1 Знать способы размножения животных. Знакомство с размножением и развитием животных различных групп Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Сотрудничество с учителем и учащимися Характеризовать животных различных групп по способу размножения 23. Охрана животных1 Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. Определять животных, занесенных в Красную книгу Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир 24 В царстве грибов1 Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Характеризовать строение шляпочных грибов25 Великий круговорот жизни1 Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. Познакомить с круговоротом веществ на Земле Построение логической цепочки рассуждений. Речевое высказываниеХарактеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители 26. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. Тематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа».
Закрепить правила поведения в природе. Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Наше здоровье 10 ч. 27 Организм человека 1 Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. Называть и показывать на модели органы человека Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека 28. Органы чувств1 Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Распознавать предметы на ощупь, по запаху. 29. Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» 1 Оказывать первую помощь при небольших повреждениях. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. 30. Опора тела и движение1 Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их. Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Сотрудничество с учителем и учащимися Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма 31. Наше питание. Итоговый тест за 1 полугодие. 1 Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Моделировать строение пищеварительной системы Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания 32. Наши проекты: «Школа кулинаров» 1 Учащиеся должны
знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения
- моделировать строение пищеварительной системы
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
Составлять меню здорового питания, приводить примеры правильного питания 33. Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» 1 Заботиться о своём здоровье. Установление связи между дыхательной и кровеносной системамиПостановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы 34. Умей предупреждать болезни. 1 Закаливать свой организм. Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Сотрудничество с учителем и учащимися Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний 35 Здоровый образ жизни. 1 Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации Сотрудничество с учителем и учащимися Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать 36 Обобщение зхнаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. Тематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье».
Закрепить правила сохранения здоровья. Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Наша безопасность8 ч. 37 Огонь, вода и газ. 1 Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Актуализировать знания об опасностях в быту. 38 Чтобы путь был счастливым. 1 Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Актуализировать правила безопасного поведения на улице 39 Дорожные знаки. 1 Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге. Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Сотрудничество с учителем и учащимися Актуализировать знания различных групп дорожных знаков 40 Наши проекты: «Кто нас защищает» 1 Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов. Определять цель проекта. Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС 41. Опасные места1 Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах 42 Природа и наша безопасность. 1 Соблюдать правила безопасности при общении с природой.
Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса Характеризовать опасности природного характера43 Экологическая безопасность1 Выполнять правила личной экологической безопасности. Знать и называть правила экологической безопасности Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности 44. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа 1 Тематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».
Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Чему учит экономика 12 ч. 45. Для чего нужна экономика 1 Определять понятие экономика, главную задачу экономики. Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. 46 Природные богатства и труд людей – основа экономики 1 Применять основные составляющие экономики. Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике 47 Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» 1 Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Сотрудничество с учителем и учащимися Актуализировать сведения о полезных ископаемых 48 Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» 1 Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. Различать и классифицировать культурные растения Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях 49 Животноводство. 1 Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Актуализировать знания о диких и домашних животных 50 Какая бывает промышленность1 Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров 51 Наши проекты: «Экономика родного края» 1 Знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. Характеризовать отрасли промышленности своего края Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Собирать информацию об экономике своего края 52 Что такое деньги1 Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Раскрывать роль денег в экономике 53 Государственный бюджет1 Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Сотрудничество с учителем и учащимися Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы 54 Семейный бюджет1 Основы семейного бюджета. Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы 55. Экономика и экология.
1 Составлять простейшие экологические прогнозыПонимать взаимосвязь экономики и экологии Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. 56 Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. 1 Тематический контроль.
Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».
Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Путешествия по городам и странам 10 ч. 57 Золотое кольцо России. 3 Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.
Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца. Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Расширение кругозораМоделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии 58 Золотое кольцо России. Коллективное заполнение таблицы. 59 Золотое кольцо России. Самостоятельная работа в рабочей тетради. 60 Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа. 1 Знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. Определять цель проектаПостановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Собирать экспонаты, оформлять экспозицию61 Наши ближайшие соседи1 распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте.
Называть государства, граничащие с Россией, их столицы Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы Показывать на карте России ее границы пограничные государства 62 На севере Европы1 Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.
Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Познакомить с государствами севера Европы, их границами 63. Что такое Бенилюкс1 Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Сотрудничество с учителем и учащимися Познакомить со странами Бенилюкса64. В центре Европы1 Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Познакомить с государствами центра Европы, их границами 65 По Франции и Великобритании1 Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами 66. На юге Европы1 Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Расширение кругозораПознакомить с государствами юга Европы, их границами 67 По знаменитым местам мира1 Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса Познакомить с достопримечательностями разных стран 68 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. 1 1.Повторить и обобщить изученное за год.
2.Проверить знания и умения детей.
Дать летнее задание. Адекватно оценивать и анализировать свои знания Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить Контроль и самоконтрольКачество усвоения материала первого полугодия Итого68 ч. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
4. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013.
5. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
6. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
8. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
9. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.
10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
11. Яценко И.Ф., КИМы «Окружающий мир»
Наглядные пособия:
Натуральные живые пособия – комнатные растения;
Гербарии; коллекции насекомых;
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
Глобус;
Географические и исторические карты;
Таблицы Живая и неживая природа. Зима.
Живая и неживая природа. Весна.
Живая и неживая природа. Лето.
Живая и неживая природа. Осень.
Деревья. Кустарники. Травы.
Ядовитые растения и грибы.
Ориентирование. Стороны горизонта.
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)