Тема : Воздушная перспектива


КГУ «Кокпектинская средняя школа»
Открытый урок
по изобразительному искусству
на тему:
«Воздушная перспектива».
Подготовила: Танысбаева А.А
Кокпекты-2016 год.
Дата: 3.03.2016 г.
Класс: 6 «А».
Тема открытого урока: «Воздушная перспектива».
Цель. Изучение законов линейной и воздушной перспективы.
Задачи.
Содействовать развитию способности эмоционально-целостного восприятия живописи.
Содействовать развитию познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения.
Содействовать развитию навыков работы с красками.
Закрепить знания и навыки перспективного построения пейзажа. Познакомиться с основными правилами изображения воздушной перспективы.
Содействовать развитию коммуникативных навыков
Материалы для учащихся: акварель или гуашь, листы А4,
Зрительный ряд: презентация, раздаточный материал - тексты
Оборудование для учителя: Проектор, экран, компьютер.
Методы обучения:
- по источникам знаний: проблемно - поисковый, наглядно-практический;
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно -иллюстративный и частично-поисковый;
- по степени взаимодействия: беседа + самостоятельная работа;
- метод поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, диалогичность;
принципы постоянной связи с жизнью через привлечение личного эмоционального и визуального опыта; единства формы и содержания.
Ход урока
Приветствие.
Психологический настрой.
- перед вами лежит цветок, возьмите его и с пожеланием удачного дня и хорошего настроения, подарите друг другу.
Проверка Д/ЗНа прошлом уроке мы прошли «Линейную перспективу».
Что такое перспектива?
Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того чтобы изображать предметы реалистически.
Что необходимо для построения линейной перспективы?
•Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.
•Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
•Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
•Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.
Назовите основные законы линейной перспективы:
Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
Все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;
Линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту, и стремиться к точке схода;
Линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта, и стремиться к точке схода;
Мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,
Если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.
Основные законы линейной перспективы мы уже знаем. А сегодня на уроке наша цель: узнать законы воздушной перспективы и используя их построить пространство в пейзаже.
Практическое задание «Моя комната», с построением линейной перспективы.
- Прежде чем притупить к изучению новой темы нам необходимо поделится на группы:
ЖИВОПИСЬ. (зеленый)
СКУЛЬПТУРА. (лимонный)
АРХИТЕКТУРА.(синий)
ГРАФИКА. (розовый)
- подойдите ко мне и из юрты достаньте по одному цветку.
Новая тема.
- а вы знаете, как переводится с английского слово «воздух», а с казахского языка?
ЭЙА- АУА.
Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке.
«Законы воздушной перспективы».
Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов.
Из этих наблюдений можно вывести второй закон.
Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.
Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют.
Третий закон: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.
В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.
Четвертый закон: Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Шишкин в картине «Дождь в дубовом лесу» передает состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали – белесыми и расплывчатыми.
Пятый закон: Для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой.
Шестой закон: Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.
Доклад НАТАШИ.
- а теперь ребята послушаем немного истории возникновения воздушной перспективы, которую подготовила Коробкина Наташа.
Практическая часть. (МУЗЫКА).
- сегодня мы попробуем создать композиция-пейзаж в технике «по сырому». Аля-прима.
Техника по – сырому- с итал. acquarello- «работать в воде».
Техника акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу. Даже опытный мастер не может предвидеть окончательный результат своей работы. Потому что рисунок постоянно в движении
1 этап. Прежде чем мочить бумагу сделайте предварительный рисунок острым карандашом, тонкими линиями без использования ластика.
2 этап. Смочить губкой сначала ту сторону, которая ляжет на стол, а потом пройтись губкой сверху. Можно смочить лист широкой мокрой кисть, совершая плавные горизонтальные движения. Мокрую бумагу лучше приколоть за самые кончики кнопками, потому что, высыхая она может покоробиться.
3 этап. Смешайте краски на палитре или прямо на листе – техника в акварели не имеет значения, важно только одно – чтобы касание было единичным! Т.е. нельзя на одно и то же место на листе наносить несколько слоев краски, от этого акварель станет грязной. А нам необходима прозрачность. Старайтесь быть предельно четким в выборе краски и тона.
4 этап. Четкие линии начинаем наносить, когда работа еще местами сырая. Линии местами четкие, местами растекающиеся придают работе более живописный вид.
Физкультминутка.
VII. Анализ работ.
Каждый из вас видит природу по – своему. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.
VIII. Выставка лучших пейзажей.
IX. Рефлексия.
- знал (синий)
- узнал (лимонный)
- хочу знать (розовый)
-ребята у нас получилась красивая ваза с цветами. Так как приближается праздник 8 марта, давайте подарим на букет нашим гостям.
X Итоги урока.
Д/З Нарисовать пейзаж с натуры.
Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали для себя новое, что такое композиция и натюрморт.