Урок изобразительного искусства для 4 класса по теме «Воздушная перспектива»


Урок
изобразительного искусства в 4 классе
Учитель Лебедева Лилия
Владимировна
Тема: "Воздушная перспектива"
Цели: дать понятие воздушной перспективы как способа изображения предметов на плоскости и в пространстве; по средствам применения акварельных красок, учить изображать пейзаж по законам воздушной перспективы с передачей глубины пространства.
Задачи:
предметные: развить умения творческого восприятия действительности в овладении техникой акварели; прививать эстетические чувства; расширить знания о разнообразных возможностях художественных приёмов при изображении воздушной перспективы; формировать представления о роли цвета в изобразительном искусстве и жизни человека;
метапредметные: учить обучающихся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоению способов решения проблем поискового характера, освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умению активно использовать возможности речевых средств и ИКТ, а также выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Оборудование: рабочая тетрадь, карандаши, ластик, акварельные краски.
Зрительный ряд: презентация по теме "Воздушная перспектива" с использованием репродукций картин И. Левитана «Сокольники», «Золотая осень», Ф. Васильева «После дождя», «Рассвет», И. Шишкина «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», Н. Булыгина « Летнее утро».
Организация и структура урока

п/пЭтапы урока
Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1 Организационный момент.
1. Диалог:
- Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Оценка настроя учеников на работу.
- Я желаю всем, чтобы сегодняшний урок у нас получился интересным и познавательным. Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала, способствовать быстрому включению их в деловой ритм.
Цель: настроиться на учебную деятельность, на восприятие новых знаний, быстрое включение в деловой ритм.
Дети активно включаются в диалог с учителем, высказывают свои мнения. Личностные: желание приобрести новые знания.
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, учащимися.
2. Актуализация опорных знаний.
-Назовите главные принципы линейной перспективы.
-Что такое перспектива? (слайд №2)
-На предыдущем уроке вы научились применять законы перспективы в своих работах при изображении природы, пространства.
-Сформулируйте первый закон перспективы.
-Сформулируйте второй закон перспективы. (слайд №4) Цель: помочь вспомнить учащимся, что такое перспектива, главные принципы перспективы, законы перспективы.
Учитель ведёт с обучающимися диалог. Цель: вспомнить, что такое перспектива, главные принципы перспективы, законы перспективы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Перспектива - это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим.
- Первый закон перспективы: «Чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше».
- Второй закон перспективы: «Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку». Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, учащимися.
3.
4.
5.



6.
Актуализация новых знаний.
1. Вхождение в новую тему.
Учитель зачитывает стихотво-
рение:
Не во сне, а наяву -
Что же здесь такого?-
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В тёмно-синей чаще,
Филин - жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости
Т. Белозерова
Учитель:
- Ребята, вы наверное, догадываетесь, какая будет тема нашего урока?
- Что вы заметили? (слайд №8)
- А вы хотели бы научиться правильно изображать пейзаж, улицу и строения, располагающиеся на ней?
- Тогда вы попробуйте сформулировать цель урока, определить задачи.
2. Формулирование цели урока обучающимися.
3. Знакомство с понятием «Воздушная перспектива».
Учитель:
-Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость композиции. В творческой работе необходимо учитывать изменения воздушной среды, благодаря которой дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.
Для понимания темы обсудим плановость в картине.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
Физкультурная минутка.
Исследовательская работа.
Учитель:
-Вам необходимо изобразить воздушную перспективу в рисунке «Сельский пейзаж». Попробуйте в своих рабочих тетрадях, преобразить сельский пейзаж ярко выраженными законами воздушной перспективы, используя акварель. В работах вы должны продумать и показать цветом окружающую местность.
Анализ выполненных работ. Самооценка.
Вернисаж ученических работ. Цель: дать понятие об основах воздушной перспективы, подвести обучающихся к формулированию темы урока.
Форма работы: исследовательская, побуждающая к самостоятельности.
Методы: диалог, наглядные.
Средства активизации: работа на интерактивной доске, использование наглядных пособий.
Учитель, ведя диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, постановке цели.
Учитель направляет обучающихся и помогает им формулировать цель урока.
Учитель даёт понятие воздушной перспективы,
направляет учеников на освоение нового материала, объясняет новый материал, используя ИКТ, наглядные пособия.
Цель: снять статическое напряжение мышц обучающихся.
Цель: дать возможность детям самостоятельно провести исследование влияния воздушной перспективы на цвет.
Учитель помогает детям в работе, направляет их исследовательскую деятельность.
Цель: проанализировать детские работы.
Учитель предлагает ребятам провести самоанализ своей работы. Затем предлагает продемонстрировать их всем и уже провести анализ работы одноклассников. Цель: сформулировать тему урока, усвоить новый материал о взаимодействии цвета и пространства.
Обучающиеся формулируют тему урока,
отвечают на вопросы учителя:
улицу, уходящую вдаль и сходящуюся на горизонте в одну точку, а также высотные дома, стоящие вдоль нее.
-Да.
Дети формулируют цель урока, определяют задачи.
Обучающиеся слушают объяснение учителя.
Цель: отдохнуть, сменить вид деятельности.
Цель: провести исследование, изобразить воздушную перспективу в рисунке «Сельский пейзаж».
Дети работают самостоятельно, определяют положение объектов, предметов относительно трёх плановости в работах, используя акварель.
Цель: проанализировать свои работы и работы одноклассников.
Дети анализируют свои работы, оценивают их.
Создание учителем ситуации успеха позволяет обучающимся самостоятельно достичь поставленных целей. Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.
Регулятивные: научиться самостоятельно управлять своей деятельностью.

Коммуникативные: умение формулировать вопросы по новой теме, высказывать свое мнение по новому материалу.
Познавательные: овладение цветом (при изображении пространства в своих картинах с помощью воздушной перспективы).
Познавательные: формулировка темы, цели урока, умение осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение слушать.
Познавательные: знакомство с новым понятием «Воздушная перспектива», добывание новых знаний.
Личностные: эмоциональная разрядка.
Личностные: саморазвитие, мотивация к обучению.
Познавательные:
работа с информацией, со схемой, выполнение логических операций: сравнение, анализ.
Коммуникативные:
сотрудничество со сверстниками.
Регулятивные: преодоление трудностей при работе с цветом, проявление настойчивости в достижении цели.
Личностные:
рефлексия, самооценка, самоиндентификация,
смыслообразование позволяют обучающимся выразить свою точку зрения, при анализе выполненных работ .
Регулятивные: контроль и коррекция.
Коммуникативные:
навыки сотрудничества, умение вести конструктивный диалог.