Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК «Перспектива»

Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и согласована
методическим советом
Протокол № __
от _______________ 2014 года


УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
________________ С.В. Вязовова

Приказ № ____ от __________________ 2014 г.





Рабочая программа
по русскому языку(письмо)
УМК «Перспектива»
для 1 класса
начального общего образования
(базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год



Учитель: Беляева Ольга Борисовна


2014 год

Пояснительная записка
Русский язык 1 класс
УМК «Перспектива»

Роль и место дисциплины
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива».

Цели и задачи
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Задачи:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку ( по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа.

Специфика программы
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.

Основные содержательные линии
В число основных содержательных линий Программы входят:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

·орфография и пунктуация;
развитие речи.

Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает защиту проектов, проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-сказка, урок-зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно.

Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы, которая включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы.

Объём и сроки обучения
В первом классе 40 часов (5 ч в неделю)
4 четверть – 40 ч

Структура и содержание

В мире общения. Слово (6 ч)
В мире общения. Цели и формы общения.В мире общения. Родной язык – средство общения.В мире общения. Смысловая сторона русской речи.Слово, его роль в нашей речи.Слово и его значение.

Имя собственное (3 ч)
Слово как средство создания образа.Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. Имя собственное. Правописание имён собственных

Слово и его значение (3 ч)
Слова с несколькими значениями.Слова, близкие по значению (синонимы).Слова, противоположные по значению (антонимы).

Группы слов (4 ч)
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.

Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение (10 ч)
Звуки и буквы.Алфавит.Гласные звуки. Обозначение их буквами.Согласные звуки. Обозначение их буквами.Слоги.Деление слов на слоги.Перенос слов.Ударение.Орфоэпическая норма языка.Словарь «Говори правильно».

Орфограммы русского языка – наше первое знакомство (10 ч)
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделительный твёрдый знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

От слова к предложению, от предложения к тексту (4 ч)
Предложение. Отличие слова от предложения. Знаки препинания в конце предложения. Текст. Отличие предложения от текста.







Требования к результатам
Личностные результаты:
осмыслить собственную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения; получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; получать представление о этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать потребность к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (узелки на память);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
использовать собственный опыт в решении познавательных задач, слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова;
практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.








Учебно-тематический план

Тема
Кол-во часов
Вид контроля
к/д

В мире общения. Слово
6


Имя собственное
3


Слово и его значение
3


Группы слов
4


Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение
10


Орфограммы русского языка – наше первое знакомство
10
1

От слова к предложению, от предложения к тексту
4


Итого
40
1

































Тематическое планирование по русскому языку
УМК «Перспектива»
1 класс (40 часов)

Характеристика деятельности учащихся


«В мире общения. Слово» (6 ч)


Вводный урок по курсу русского языка.
В мире общения. Цели и формы общения.
В мире общения. Родной язык – средство общения.
В мире общения. Смысловая сторона русской речи.
Слово, его роль в нашей речи.
Слово и его значение.
Формировать умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.Осваивать способы речевого общения.Систематизировать знания о
языке как средстве отражения действительности; о слове как двусторонней языковой единице. Формировать культуру речевого общения, речевого
этикета.


«Имя собственное» (3 ч)


Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.
Имя собственное.
Правописание имён собственных.

Осознавать алгоритм своего действия. Осваивать способы написания имен собственных. Осмысливать различия между именами собственными и нарицательными. Формировать умение аргументировать.


«Слово и его значение» (3 ч)


Слова с несколькими значениями.
Слова, близкие по значению (синонимы).
Слова, противоположные по значению (антонимы).
Формировать словарный запас. уметь регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.Систематизировать знания
о значении слов русского языка. Формировать ценностное отношение к русскому языку – как богатому и выразительному.


«Группы слов» (4 ч)


Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки.
Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.
Осознавать алгоритм своего действия; переводить внешней речи на внутренний план. Осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия
предметов, их признаков и действий. Осваивать умение ставить вопросы к словам. Уметь объяснять свои действия.


«Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение» (10 ч)


Звуки и буквы.
Алфавит.
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
Слоги.
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Ударение.
Орфоэпическая норма языка.
Словарь «Говори правильно».
Осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Осваивать способы классификации слов по звукам и количеству слогов. Осваивать умения делить слова на слоги, находить
ударный слог и делить слова для переноса. Уметь объяснять свои
действия.


«Орфограммы русского языка – наше первое знакомство» (10 ч)


Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью
букв е, ё, и, ю, я.
Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделительный твёрдый знак.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
Осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план. Осваивать правила написания слов. Осваивать умения
подбирать проверочные слова с нужной орфограммой.
Уметь объяснять свои действия.


«От слова к предложению, от предложения к тексту» (4 ч)


Предложение. Отличие слова от предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Текст. Отличие предложения от текста.
Обобщение и закрепление знаний
Осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на
внутренний план. Осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Осваивать умения составлять предложения и текст. Уметь объяснять свои действия.
































Программно-методическое обеспечение
по русскому языку в 1 классе

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
3.Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2011

Учебник:
1.Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык» - изд-во «Просвещение», 2012

Рабочая тетрадь:
1.Л.Ф. Климанова. Рабочая тетрадь по русскому языку - изд-во «Просвещение», 2014

Электронное приложение к учебнику
1. Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)





Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)


2
Стандарт начального образования и документы по его реализации


3
Примерная программа начального образования по русскому языку.



Печатные пособия


1
Комплекты по русскому языку (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).


2
Касса букв и сочетаний


3
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.


4
Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).


5
Словари всех типов по русскому языку.


6
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).



Экранно-звуковые пособия


1
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения


2
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения



Игры и игрушки


1
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)


2
Настольные развивающие игры (типа "Эрудит")





















































15