Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Экологическая сказка


Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе по теме
"Экологическая сказка"
Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему
Задачи:
1. Учить детей образовывать сложные слова из двух простых.
2. Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной   
3.  Упражнять детей в умении различать и называть перелётных птиц и их детёнышей
4.  развивать артистичность и речь с помощью драматизации сказки «где мой домик»
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись “Голоса птиц”; прищепки веточки; шапочки с изображением птиц.
Формы организации деятельности: фронтальное занятие с элементами игровой, театральной деятельности
Структура занятия:
Получение письма от волшебника.
Сочинение продолжения сказки.
Игра “Сравни и назови”.
Игра «Весенние слова»
Пальчиковая гимнастика с прищепками.
Игра «Скажи правильно»
Физминутка «Птицы»
Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик»
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются) .Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спинки, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью “Детям группы “Светлячок”. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – “Сказка”. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей.)
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!”
Воспитатель: “Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – “Солнце” Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.)
Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Основная часть:
Проводиться игра “Сравни и назови”, в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
– Солнце желтое, как… (одуванчик).– Солнце круглое, как… (мячик).– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).– Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками
Воспитатель: Обратите внимание, в конверте есть еще карточки.
 “Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?”
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
Ответы детей:
– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.– Начал таять снег.– Потекли ручьи.– Зазвенела капель.
А сейчас поиграем в игру «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно.
Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку”.
Воспитатель: “А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Ответы детей:
– Гусеницы.– Жуки.– Муравьи.– Мухи.
Воспитатель: “А как вы думаете, кто этому обрадовался?”.
Ответы детей: “Птицы”.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.
Воспитатель: “Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?” (“Птичье пение”).
Физкультминутка «птицы»
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.
На березку птички сели, головою повертели
И обратно улетели.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: “Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?”
Ответы детей:
– Скворец.– Жаворонок.– Грач.– Иволга.– Трясогузка.– Соловей.
Воспитатель: “А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (“Строят гнезда”.) Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Давайте поиграем в игру «Скажи правильно»
Воспитатель спрашивает:
Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
·        Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
·        Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
·        Если у птицы черная голова? (черноголовая)
·        Если у птицы белый бок? (белобокая)
·        Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы. Они любопытные и непослушные, как и все дети, поэтому они могут, выпасть из гнезда. Скажите пожалуйста, вы увидели как птинец выпал из гнезда, что необходимо сделать чтобы помочь ему.
Дети: С помощью взрослых поместить в гнездо и отойти.
Воспитатель: как называются птенцы у скворца?
Дети: Скворчата
Воспитатель: Как называются птенцы у кукушки?
Дети: Кукушата
Воспитатель: А если он один?
Дети: Кукушонок
Воспитатель: Как называются птенцы у галки?
Дети: Галчата
Воспитатель: Как называются птенцы у воробья?
Дети: Воробушки
Воспитатель: А с воробышком приключилась вот какая история.
Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»
Сказка «Где мой домик?»
Автор: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Автор: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Автор: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?
Ворона: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Автор: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:
Воробышек: Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.
Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь  я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?
Воробышек: Покажи пожалуйста!
Автор: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Воспитатель: Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.
Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал  свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом.
А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)
 Молодцы, вы никогда не заблудитесь! 
Итог  занятия:
Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.
Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает их в благодарность от волшебника, за то, что они помогли Весне победить холод.