Конспект урока музыки «Забайкальские казачьи песни»

Конспект урока музыки.
Тема урока: «Забайкальские казачьи песни».

Цели: расширить и углубить знания детей о казачьей музыке, закрепить тему;
продолжать развивать музыкальные способности (слух; метроритм; вокально-хоровые навыки.); формировать слуховое восприятие; воспитывать умение слушать музыку.

Оборудование: аудиозапись «Гимн Забайкальских казачат» муз. А.М.Васильковского, сл. Ю.Ф.Курца; «Батюшка – Забайкал» (Войсковой гимн ЗКВ) муз. В.Волкова, сл. В. Апрелкова; русская народная песня «Там на горке снежок»; портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, магнитофон.

Ход урока
1. Организационный момент.
1.Построение около класса.
2.Вход в класс под «Гимн Забайкальских казачат» А.М. Васильковского.
3.Приветствие. (Пропеть «Здравствуйте, ребята». Дети: «Здравствуйте».)
2. Рассказ учителя.
На занятиях по истории казачества, на внеклассных мероприятиях и праздниках вы уже знакомились с казачьими традициями, обычаями. Казаки – это наши истоки. Раз это наша история, мы должны знать их народные обычаи, песни, музыку. И сегодня мы продолжаем знакомиться с казачьими песнями. В этих песнях поется о любви к родной земле и станице, о бесстрашии защитников Отечества.
- Под какую музыку вы вошли в класс? (Гимн Заб. казачат).
Совершенно верно, но это гимн детской организации написанный специально для нашей с вами станицы санаторной. Но есть еще один гимн, который сейчас мы с вами послушаем.
Это гимн Заб. Казачьего Войска, он называется «Батюшка – Забайкал».
1. Слушание.
2. Разбор Гимна.
-Какой характер этого произведения? (Торжественный, решительный, мужественный, отважный.)
-Какая мелодия? (Движение мелодии) Мелодия плавная, иногда встречаются скачки.
Ритм ровный, пунктирный.
Динамика
Звуковедение отчетливое.
Темп умеренный.
Форма куплетная.
Лад переменный.
- Написал это произведение читинский композитор, собиратель фольклора Волков Василий Николаевич – заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Читинской области. Родился 8.1.1931г. в городе Нерчинск. Написал с выше 50 песен.
(Запись в те
·традях: «Батюшка – Забайкал» муз. В. Волкова, сл. В. Апрелкова).
Кто исполняет эту песню? (Хор.)
Какой хор? (Смешанный.)
А какой хор называется смешанным? (В смешанном хоре присутствуют женские и мужские голоса, иногда детские).
Для хорового пения характерна академическая манера. Т.е это прикрытый, округленный звук. Некоторые песни поются открытым звуком, например как в нашем гимне. Постучите себе по груди, произнося звук, звук должен идти из груди, такой звук «открытый».
Какие музыкальные инструменты аккомпанировали хору? (Балалайка, баян, контрабас.)
- Какие русские народные инструменты вы знаете, слышали, видели? (Баян, гусли, балалайка, домра, ложки, бубны.)
- Правильно, ребята. Основу оркестра русских народных инструментов всегда составляет баян, балалайка и домра.
- А сейчас ритмическая минутка.
Физ. минутка «Калинка».
- А теперь послушаем русскую народную песню «Там на горке снежок».
1.Слушание.
-Понравилась она вам?
-Какое это произведение по характеру?
2.Распевание. Задачи: Формирование и развитие дыхательного аппарата, отработка артикуляции и закрепление четкого произношения текста сначала в медленном темпе, затем быстро.
Ложки, бубны, треугольник - это ударные инструменты, мы ими уже не раз пользовались.
И сейчас мы с вами простучим ритм на бубнах.

-Начинаем разучивать текст песни. Во время разучивания не забывайте о правильном произношении. Начнем разучивать по фразам.
-Ребята, кто хочет исполнить песню самостоятельно? (Дети исполняют.)
Исполнение песни по цепочке.
Игра «Музыкальные ушки».
4. Итог урока.
-Что узнали на сегодняшнем уроке? (О казачьей музыке, её характере.)
С какими песнями мы познакомились?
Выход из класса под песню «Гимн Заб. казачат».




























15