ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ГУЗ «МАКЕЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ф.И. БАЧУРИНА»
Федоренко Н.А.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Государственное учебное заведение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»

Нововведения или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.
В нашем строительном центре ведется три аспекта исследовательско-экспериментальной деятельности:
- создание алгоритма методического сопровождения при формировании предметных компетентностей учащихся при изучении истории и математики;
- по проблеме «Управление процессом физического воспитания учащихся профессионально-технических учебных учреждений через мониторинг психофункционального состояния организма, биометрических и антропометрических показателей физической подготовленности»;
- использование информационно-комуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих квалифицированных рабочих строительного профиля.
Для обеспечения качественной подготовки и проведения исследовательской работы по проблеме «Создание алгоритма методического сопровождения при формировании предметных компетентностей учащихся при изучении истории и математики» преподавателями истории Иосиповой Л.Х. и математики Агуденко А.Н. в учебном заведении выполнена следующая работа:
1. Подготовлена учебно-материальная база для проведения эксперимента. 2. Изучена научно-методическая литература, статьи журналов "Профтех-образование", в которых ознакомились с опытом работы педагогов-новаторов по теме эксперимента. Изучили опыт Михаила Горбатюка "Мы превращаем компьютер в рабочий инструмент", Татьяны Скриницы "Почему именно информационные технологии?"
3. Разработан материал для педагогического наблюдения, социологического опроса, анкетирования, тестирования, психологической диагностики. 4. Выявлены и апробированы на основе теоретического и практического исследований оптимальные методы и технологии, направленные на развитие предметных компетентностей учащихся.
5. Изготовлены экспериментальные дидактические материалы, тексты диагностических, проверочных и контрольных работ. 6. Отбор и апробация методов оценки уровня формирования компетентностей на стадии подготовки концептуальных основ.
7. Созданы разработки уроков по темам программы (история, математика). В течение года были апробированы формы работы, требующие от учеников специальных знаний информационно-коммуникационных технологий. Например, компьютерные формы контроля, работа с мультимедийными пособиями. Это позволяет разнообразить формы работы на уроке благодаря одновременному использованию иллюстративного, аудио-, видеоматериалов. 8. Проведена апробация уроков на основе презентаций, которые создали ученики. На данном этапе дидактические электронные пособия воспринимаются учениками, как источника информации. 9. С помощью компьютерных технологий созданы информационные карты по истории, которые дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории, а также для статистической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графических опорных конспектов, интерактивных таблиц, диаграмм, мультимедийных презентаций.
Величайшие ценности у человека – это жизнь и здоровье. Жизнь человеку дается, а здоровье он должен сохранить, заботиться о нем ещё в молодом возрасте. Важным направлением работы преподавателей физической культуры является привитие учащимся навыков здорового образа жизни, формирование у них активной жизненной позиции и неравнодушное отношение к собственному здоровью. Путь к этому – знание потенциала и резервов своего здоровья, что позволяет вносить корректировку в состояние физической подготовленности и физического развития. Поэтому в нашем учебном заведении с января 2015года преподавателем физического воспитания Плахтий М.М. и координатором эксперимента Федоренко Н.А. началась работа по проблеме «Управление процессом физического воспитания учащихся профессионально-технических учебных учреждений через мониторинг психофункционального состояния организма, биометрических и антропометрических показателей физической подготовленности».
В основу исследования взято отслеживание показателей базовой физиологической потребности (сон и недельная двигательная активность), биометрических показателей (частота сердечных сокращений), антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, осанка) и их связи через индекс Пинье, отслеживание показателей физической подготовленности (выявление ловкости, скоростно-силовых качеств, силы рук). Проводятся диагностические испытания по вышеуказанным показателям, будут продолжаться ежегодно, 3 раза в учебном году (октябрь, январь, май-июнь). Полученные показатели можно соотнести с соответствующими нормами, оценить отклонения от нормы.
На основании полученных данных можно спрогнозировать, что мониторинговые исследования позволят проверить эффективность разработанной технологии мониторинга физического развития учащихся и получить комплексную оценку качества физического воспитания, организации работы учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Внедрение педагогического программного обеспечения курса «Системы автоматизированного проектирования в профессиональной деятельности квалифицированных рабочих строительного профиля» проводят преподаватели черчения Чебышева И.В. и информатики Федоренко Н.А.. Курс изучается параллельно с основным курсом информатики и информационных технологий на первом и втором курсах.
Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить методику использования ИКТ в профессиональной подготовке будущих квалифицированных рабочих в ПТУ строительного профиля.
Использование систем автоматизированного проектирования в учебном процессе будет способствовать:
повышению эффективности и качества подготовки современного рабочего;
средствами наглядности позволит формировать технико-технологическое мышление,
повысит ИКТ-грамотность и познавательную заинтересованность ученика по изучению специальных и общетехнических предметов,
осуществление внутри предметные и меж предметные связи.
Базовой САПР для реализации этого курса выбрана система AutoCAD, поскольку она относится к числу крупных промышленных многофункциональных инструментальных программных средств, содержит развитые средства реализации различных информационных технологий.
Ожидаемые результаты:
Методические рекомендации по проведению теоретических и практических занятий по курсу «САПР в профессиональной деятельности КРБП» для ПТУ строительного профиля.
  Публикации о результатах эксперимента в средствах массовой информации.
  Методическое пособие "Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе ПТУ".
Основой обеспечения жизнеспособности инновационных технологий в образовательном процессе является улучшение материально – технической базы центра или создание такой, которая могла бы способствовать оптимизации форм и методов обучения, а также внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения.
Таким образом, в условиях инновационного развития профессионально-технического образования методическая компетентность преподавателей центра выступает решающим фактором реализации инновационных методических задач и успешного достижения таких целей, как качество обучения и профессиональная подготовка учащихся.
15