Рабочая программа учебного предмета Литература Восточной Сибири (5-6 классы)

Чунское районное муниципальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
п. Весёлый Чунский район Иркутская область.

Рассмотрено на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 20.08.2014
Руководитель ШМО: _______

Согласовано на заседании методического совета школы.
Протокол № 1 от 22.08.2014.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________

Утверждено директором
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Приказ № 1 от 02.09.2014
Директор МОБУ СОШ №7: ______________________
м.п.




Рабочая программа
учебного предмета
«Литература Восточной Сибири»,
базовый уровень, 5-6 классы,
на 2013-2014 учебный год
(разработана на основе авторской
программы О.Н.Шахеровой,
1 час в неделю, 34 часа в год;
68 часов за 2 года).


Составитель:
Кулемина Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Высшее образование.
Высшая квалификационная категория.






Литература:
1. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ИПКРО, 2009.
2. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н.Шахерова. - 4-е изд .- Иркутск: ВостСибкнига, 2011.


п.Весёлый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 13.05.2013г. №471-мр «О
продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений
Иркутской области».
- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О
пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».
- Методическим письмом Министерства образования Иркутской области от 07.06.2013г. № 55-
37-4842/13 «О формировании учебного плана в образовательных учреждениях, реализующих
основную образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 2013-2014
учебном году».
- Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней
общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского
района Иркутской области 12.12.2011г. №685.
- Основной образовательной программой основного общего образования муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7
п.Весёлый (2013-2018г.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 20.05.2013г.
№О-123.
- Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый на 2011-2015 г., утверждённой приказом
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 30.01.2012 года №О -76.
- Положением о рабочей программе, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от
31.08.2011 № О-124.
- Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 26.08.2013 года №О-148 «Об утверждении учебных
планов и планов внеурочной деятельности МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2013-2014 учебный
год».
- Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859,
регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования
Иркутской области 03.04.2012 года.
- Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000230, регистрационный
№2070), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере
образования Иркутской области 20.09.2012 года.


Структура документа.
Рабочая программа учебного предмета «Литература Восточной Сибири» для 5-6 классов представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план (тема урока, количество часов), календарно-тематическое планирование учебного материала, перечень учебно-методических и технических средств обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
В рамках курса «Писатели Восточной Сибири» решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.
Для изучения предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения.
Основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям. Учебный курс содержит краеведческий и литературоведческий компоненты.
Компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых метапредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет обучающемуся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к метапредметным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи обучения.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» целями изучения курса являются следующие:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Место предмета «Литература Восточной Сибири» в учебном плане.
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения учебного плана общеобразовательных учреждений. УМК состоит из книги для обучающегося «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (по 34 часа в 5, 6 классах), методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова. Изучение учебного предмета «Литературы Восточной Сибири» проводится единым блоком: в 5 классе - за счёт часов обязательной части, в 6 классе – за счёт часов регионального компонента. В соответствии с авторской программой О.Н.Шахеровой на освоение учебного предмета «Литература Восточной Сибири» отводится по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5-6 классов.
должны знать:
- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания
текста художественного произведения;
- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
- биографические сведения о писателях;
- содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений
(соотносить эпоху, автора, литературное направление);
- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
- владеть навыками анализа художественного текста;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
должны владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
«Литература Восточной Сибири», 5 класс.
Раздел.
Количество часов

1. Устное народное творчество
13

2. Человек и природа
5

3. Стихи для детей
5

4. Проза для детей
10

5. Итоговое занятие
1

Итого
34

«Литература Восточной Сибири», 6 класс.
Раздел.
Количество часов

1. Эпос народов Восточной Сибири
4

2. Древнерусская литература Сибири
5

3. Произведения сибирских писателей 19 века
7

4. Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века
17

5. Итоговое занятие
1

Итого
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС.

п\п
Тема урока
Цель
урока
Планируемые результаты освоения курса
УУД, формируемые при изучении темы
Тип урока
Контроль
Дата








План
Факт




Предмет
ные
Метапред
метные
Личностные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Познавательные






Устное народное творчество. Русская народная сказка «Бурка, каурка, синегривый конь»
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири.
Знать литературоведческие понятия: фольклор, устное народное творчество.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Целеполагание. Постановка учебной задачиПланирование, прогнозированиеконтроль, Целеполагание. Постановка учебной задачиПланирование, прогнозированиеконтроль
Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Анализ, синтез, сравнение, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П.Ершова «Конек - Горбунок» - актуализация знаний.




Русская народная сказка «Бурка, каурка, синегривый конь».
Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа сказки, связь с памятью народов о жизни в древние времена.
Уметь находить основные элементы сказки, определять свойства композиции волшебной сказки.



Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
Жизненное, личностное самоопределение


Урок - беседа
Выборочный диктант: записать несколько слов и оборотов, характеризующих речь байкальского сказителя.




Русская народная сказка «Митя».

Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Знакомство с содержанием сказки
Знать историческую судьбу жанра.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализиров, использовать в самостоят.
деятельности





Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.




Что можно услышать у рассказчика-сказителя. Русская народная сказка «Митя».
«Что можно услышать у сказочника – сказителя помимо содержания сказки?»
Выявлять особенность сюжета, композиции.






Урок-расследование
Членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана (групповая работа, а позже самостоятельная после получения начальных навыков выполнения задания).




Бурятская народная сказка «Упрямый парень».

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Знать понятия: бурятский эпос, уметь раскрывать понятие «миф».
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству.
Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции.
Целеполагание. Постановка учебной задачиПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка
Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение


Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Перечислить приметы волшебной сказки, имеющиеся в изучаемом произведении.




Основа волшебной сказки - древний миф. Сказка «Упрямый парень».
Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Видеть истоки словесного искусства.



Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернат.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Анализ, синтез, сравнение, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Урок- эвристическая беседа
Тест на выявление восприятия сказки «Упрямый парень».




Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник».
Жанровое своеобразие волшебных сказок.
Знать понятия: героический миф, уметь выявлять жанровое своеобразие волшебной сказки.






Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Самостоятельные ответы на вопросы учебника-хрестоматии «Писатели Восточной Сибири».




Социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна».
Общее в русских народных и бурятских народных сказках.
Знать понятия: тема и идея волшебной сказки, уметь определять типы сказок.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы.





Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Доказательство принадлежности сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных).




Тофаларские народные сказки.


Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках.
Знать особенности развития тофаларского фольколораУметь пересказывать фабулу сказки.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу.





Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Сопоставление фабулы сказки фольклорной и сказки литературной (А.С.Пушкин)




Эвенкийская народная сказка «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Нравственная основа сказки.
Знать понятия: шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, камлание, оборотничество.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Целеполагание. Постановка учебной задачиПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции.
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся Действия смыслообразования и Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением.

Урок-беседа с элементами словесного рисования
Изображение «верхнего и нижнего мира» в представлении уч-ся.




Эвенкийская народная сказка «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»
Мифологическая основа шаманского мифа. Единая основа волшебных сказок
Видеть мифологическую основу шаманского мифа в сказке.






Урок-беседа
Выводы о наличии в эвенкийской сказке элементов шаманского мифа.




Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Основа волшебной сказки-героический миф.
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири.
Видеть мифологическую основу героического мифа в сказке.






Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Доказательство по определению вида эвенкийской сказки




Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» - героический миф. Мифологические основы волшебной сказки.
Основа волшебной сказки
Знать особенности мировоззрения эвенков, разбираться в художественном мире сказки


Целеполагание. Постановка учебной задачи
Целеполагание. Постановка учебной задачи. Планирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка




Урок-беседа
Фрагментарное иллюстрирование сказки и создание коллективной творческой работы.




Семен Устинов «Любопытный бурундук»

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека.
Знать понятия: рассказ, антитеза, олицетворение, эпос. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов




Анализсинтез, сравнение, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.Анализсинтез, сравнение, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Самостоятельное выделение познавательной цели
Урок-исследование.
Вопросы на воссоздание воображения:
Вспомнить свои наблюдения за бурундуками в природе;
Устный рассказ по своим воспоминаниям.




Алексей Смирнов «Черника – хранитель тысячелетий»
Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе. Основные темы рассказа.
Уметь определять жанр рассказа, выявлять авторскую позицию в рассказе.


Целеполагание. Постановка учебной задач Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству.




Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Письменный ответ на вопрос: если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимости лесных пожаров, как бы вы это сделали?




Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».

Первый жизненный опыт мальчика – главного героя рассказа.
Определять роль пейзажа, пейзажных зарисовок.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС.




Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».
Ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Находить в тексте олицетворение, сравнение, эпитет, метафору.






Урок-исследование
Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС.





Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».
.
Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе В.Распутина
Уметь описывать красоту природы, видеть авторскую позицию.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.


Урок- рефлексия
Итоговые вопросы и задания по разделу «Человек и природа




Стихотворение Георгия Граубина

Художественный мир стихов «До нашей эры»,
« Свободный час»,
« Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г.Граубина.
Научить восприятию и пониманию поэтического образа Уметь анализировать на уровне восприятия текста.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.





Урок-путешествие
Составить рассказ о разных системах обучения от имени мальчика из государства Урарту.





Стихотворение Георгия Граубина

Художественный мир стихов. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Научить восприятию и пониманию поэтического образа Знать понятия: противоречие, стихотворный ритм.






Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Начало работы над одним из четверостиший




Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»

Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс
Научить восприятию и пониманию поэтического образа Знать понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс



Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Анализсинтез, сравнение, подведение под понятия.
Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Перевести грачиный крик на человеческий: подобрать однокоренные слова к словам «кража», «брать», написать стихотворение с внутренней рифмой, в которой повторить выделенные звуки.




Стихотворения Юрия Черных «Весёлый разговор» и «Необычные гости».
Тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов.
Научить восприятию и пониманию поэтическ. образа, способствовать развитию эмоциональн. восприятия.






Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Выразительное чтение стихотворений Юрия Черных.




Стихотворения Юрия Черных «Весёлый разговор» и «Необычные гости».
Закрепление понятий ритм и рифма.
Научить восприятию и пониманию поэтического образа






Урок-исследование.
Выразительное чтение стихотворений Юрия Черных (зачетная работа)




Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания»

Знакомство с содержанием. Об истиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа.
Знать понятия: авторская позиция, ирония.


Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувс



Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Ответ на вопрос:
« Можно ли считать название рассказа прямым выражением авторской позиции?».




Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов».


Щедрость и жадность, подлинная доброта и красота. Осмысление нравственной основы рассказа.
Знать понятия: фольклорная и литературная сказка авторская позиция.



Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Анализсинтез, сравнение, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска
Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Доказательство, что «Мешок снов» произведение современного автора.




Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов».

Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка авторская позиция.
Знать понятия: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.





Урок-беседа
Доказательство, что «Мешок снов» произведение современного автора




Фантастический рассказ Г. Михасенко «Тетя Атиса».
Краткий очерк жизни Г. Михасенко. Знакомство содержанием рассказа.
Понятия: фантастическое и реалистическое






Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Работа с вопросами на выявление темы и её развития.




Фантастический рассказ Г. Михасенко «Тетя Атиса».
Краткий очерк жизни Г. Михасенко. Знакомство содержанием рассказа.
Выявлять композиционные элементы рассказа



Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Жизненное, личностное, профессиональное .


Урок актуализации знаний обучающ
Работа с вопросами на выявление основной идеи автора.




Фантастический рассказ Г. Михасенко «Тетя Атиса».
Становление характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа.
Должны знать понятия: конфликт, фантастика, художественная деталь.


Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции Целеполагание. Постановка учебной задачПланирование, прогнозированиеконтроль, коррекция оценка элементы волевой саморегуляции
задач.



Урок закрепления полученных знаний
Работа с вопросами на выявление темы и её развития.




Фантастический рассказ Г. Михасенко «Тетя Атиса».
Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь. Анализ рассказа.
Уметь анализировать произведение с точки зрения восприятия.






Урок-рефлексия
Тест по сказке Г.Михасенко « Тетя Атиса»




Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем».

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Видеть нравственную основу рассказа, определять идею, тему.






Урок-расследование
Выписать важные, по мнению автора, советы автора в свою тетрадь. Пригодятся ли они в жизни?




Рассказ Геннадия Машкина
«Лютня».
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя.
Знать понятия: конфликт и художественная деталь.



Жизненное, личностное, профессиональное.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средс
Урок изучения нового материала на основе знаний обучающихся
Работа с вопросами на выявление темы и её развития.




Рассказ Геннадия Машкина
«Лютня».
Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.
Знать понятия: конфликт и художественная деталь.



Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение


Урок рефлексия полученных знаний
Работа с вопросами на выявление основной идеи автора.




Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири».
Подведение итогов изучения учебного курса
Знать писателей Восточной Сибири и произведения.






Повторительн.-обобщительн.
Итоговый тест по курсу «Литература Восточной Сибири».




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 КЛАСС.


п\п
Тема урока
Цель
урока
Основные требования к ЗУН обучающихся
Тип урока
Контроль
Дата







план

факт



Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

Выявить особенности восприятия мира древними бурятами через изучение героического эпоса «Гэсэр».
Знать понятия: эпос, миф. Иметь представление о взаимоотношениях человека и природы, о древних богах и человеке.
Изучение нового материала
Беседа по вопросам на выявление точности восприятия.




Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».
Мифологические представления бурят
Выявить особенности восприятия мира древними бурятами через изучение героического эпоса «Гэсэр».
Знать понятия: эпос, миф.
Иметь представление о древних богах и человеке.
Актуализация знаний и умений
Охарактеризовать мифологические представления бурят




Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

Выявить особенности восприятия мира древними якутами через изучение героического эпоса «Олонхо»
Знать понятия: эпос, миф.
Иметь представление о взаимоотношениях человека и природы, о древних богах и человеке.
Изучение нового материала
Дать развернутую характеристику второй темы вступления.





Якутский героический эпос «ОЛОНХО»
Мифологическое сознание древних якутов.
Выявить особенности восприятия мира древними якутами через изучение героического эпоса «Олонхо»
Знать понятия: эпос, миф.
Иметь представление о древних богах и человеке.
Актуализация знаний и умений
Охарактеризовать мифологическое сознание древних якутов.




Древнерусская литература Сибири. Сибирская летопись. «Погодинский летописец».
Знакомство с сибирской летописью. Традиции русского летописания. Характеристика русского летописания.
Иметь представление о традициях русского летописания (использование знаний, полученных на уроках литературы в 6 классе).
Изучение нового материала
Вопросы на выявление восприятия темы и авторского отношения к изображаемому.




«О приходе Ермака в Сибирь», «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».
Идеология феодального общества и народные воззрения на русскую историю. Жизнь и деяния Ермака в сибирской летописи.
Умение сопоставлять произведение с репродуциями с картин.
В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Актуализация знаний и умений
Написание рассказа с использованием фактов из иркутской летописи.




Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

Знакомство с балладой К.Ф.Рылеева « Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории.
Умение составить небольшой рассказ на материале домашнего исследования.
Изучение нового материала
Исследовательское задание. Спросить у бабушек, дедушек, родителей о песне «Смерть Ермака», что они знают о песне?




«Иркутская летопись».

Знакомство с Иркутскими летописями и особенностями изображения жизни Иркутска.
Умение читать фрагмент Иркутской летописи с комментариями и вопросами на выявление её восприятия.
Изучение нового материала
Вопросы на выявление восприятия темы и авторского отношения к изображаемому




«Иркутская летопись».

Роль и значение иркутских летописцев для развития Иркутска, особенности изображения жизни древнего Иркутска Н.С. Романовым
Умение читать фрагмент Иркутской летописи с комментариями и вопросами на выявление её восприятия.
Актуализация знаний и умений
Творческая работа «Машина времени. Я в древнем Иркутске».




Н.А.Белоголовый. «Воспоминания сибиряка. Из детских лет».
Знакомство с воспоминаниями Н.А.Белоголового. Выявить особенности документального очерка.
Знания по теме «Иркутск исторический» (экскурсия - проводит один из обучающихся класса)
Изучение нового материала
Доклад обучающихся о жизни Н.А.Белоголового.




Н.А.Белоголовый. «Воспоминания сибиряка. Из детских лет».
Определить характерные черты жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.
Иметь представление о жизни купеческой семьи в городе Иркутске.
Актуализация знаний и умений
Вопросы к обучающимся на выявление темы и её развития.




В.М.Михеев «Учитель» (Воспоминания).
Научить обучающихся давать характеристику сибирскому интеллигенту, выявлять его отношение к людям, обществу, природе.
Уметь словесно рисовать портрет сибирского интеллигента (мужчины и женщины) материала очерка.
Урок развития речи
Самостоятельная работа над составлением рассказа о жизни сибирской интеллигенции.




Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале».
Выявить особенности поэтического мира автора, художественный мир его стихотворения.
Умение сопоставлять стихотворение и народную песню «Славное море – священный Байкал»
Урок развития речи
Художественный мир стихотворения и его анализ.





Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале».
Показать необходимость сохранения фольклорной традиции и памяти народа.
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Актуализация знаний и умений
Исследовательская работа «Песня в моем доме» - «Славное море – священный Байкал».




Стихи декабристов периода ссылки.
Знакомство с биографией поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекер
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Чтение стихотворений поэтов-декабристов подготовленными обучающимися




Стихи декабристов периода ссылки.
Анализ художественного мира стихотворений . А.Бестужев (Марлинский), А.Одоевский
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Урок-концерт
Чтение стихотворений поэтов-декабристов подготовленными обучающимися




Стихи иркутских поэтов – фронтовиков.
Д. Алтаузен
Показать трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю.
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Урок-концерт
Выразительное чтение стихотворений Дж.Алтаузена




Стихи иркутских поэтов – фронтовиков. М.Рыбаков.
Выявить особенности художественного мира Моисея Рыбакова
Умение анализировать стихотворение.
Урок-концерт
Выразительное чтение стихотворений М.Рыбакова




Стихи иркутских поэтов –фронтовиков.
И.Уткин.
Сопоставление стихотворений Иосифа Уткина и Дж.Алтаузена на основе единства темы.
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Урок-концерт
Выразительное чтение стихотворений И.Уткина Д.Алтаузена.




Рассказ В. Распутина «На Ангаре».
Краткий очерк жизни писателя. Знакомство с содержанием рассказа.
Знать понятия: олицетворение, метафора, сюжетная линия.
Изучение нового материала
Исследовательская работа «Строительство Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС».




Рассказ В. Распутина «На Ангаре».
Выявить особенности художественного мира произведения, восприятие таинства природы ребенком.
Уметь анализировать эпизод произведения на выявление таинства природы.
Урок развития речи.
Выразительное чтение фрагментов рассказа.




Рассказ В. Распутина «На Ангаре».
Выявить роль художественной детали в рассказе. Решение нравственных и экологических проблем.
Владеть понятием: проблема художественного произведения, нравственная и экологическая проблема.
Систематизац. и обобщение знаний и умений.
Эвристическая беседа по вопросам, предложенным в хрестоматии.




Д.Г.Сергеев «За стенами острога». Фрагмент повести «Рекостав».
Выявить особенности Иркутска и его жители во времена правления Петра I.
Умение видеть внутреннюю канву произведения.

Изучение нового материала
Вопросы на выявление восприятия темы и её развития.




Д.Г.Сергеев «За стенами острога». Фрагмент повести «Рекостав».
Научить обучающихся давать характеристику героям и событиям. Выявить особенности восприятия таинства природы подростками
Умение давать характеристику литературному герою.
Урок развития речи
Словесное рисование портретов жителей Иркутска времен Петра




Д.Г.Сергеев «За стенами острога». Фрагмент повести «Рекостав».
Выявить роль и значение художественной детали в повести.
Умение найти художественную деталь в повести и объяснить её значение.
Урок развития речи
Сочинение продолжения рассказа – развитие сюжета.




Рассказ А.Зверева «Ласточки».
Знакомство с биографией писателя и содержанием его рассказа.
Умение пересказывать эпизоды рассказа, определять тему, основные сюжетные линии.
Изучение нового материала
Выразительное чтение некоторых эпизодов рассказа.




Рассказ А.Зверева «Ласточки».
Решение проблемы взаимоотношений человека и окружающей природы, нравственные уроки для внука
Умение составить развернутый рассказ о впечатлениях от рассказа.
Актуализация знаний и умений
Развернутый рассказ о впечатлениях от рассказа.





Рассказ А.Зверева «Ласточки».
Выявить нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Особенности времени в рассказе. Поэтика заглавия.
Понятия: нравственные основы жизни. Умение видеть в заголовке произведения тему и идею текста.
Актуализация знаний и умений
Придумать свои варианты заголовка рассказа




Лирика иркутских поэтов. М. Сергеев.
Знакомство с поэтикой стихотворений М.Сергеева о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Словесное рисование картин природ, изображенных в стихотворениях.




Лирика иркутских поэтов. С.Иоффе.
Знакомство с поэтикой стихотворений С.Иоффе о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Сочинение своего стихотворения о природе.




Лирика иркутских поэтов. А.Румянцев.
Знакомство с поэтикой стихотворений А.Румянцева о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Работа по вопросам учебника-хрестоматии




Лирика иркутских поэтов. А.Горбунов.
Знакомство с поэтикой стихотворений А.Горбунова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Выразительное чтение стихотворений




Лирика иркутских поэтов. А.Кобенков.
Знакомство с поэтикой стихотворений А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика
Умение анализировать стихотворение посредством вопросов, предложенных учителем.
Изучение нового материала
Выразительное чтение стихотворений




Урок-концерт по лирике иркутских поэтов.
Выявить умение обучающихся
выразительно читать стихотворения, передавая при чтении чувства автора.
Умение выразительно читать стихотворение, чувствовать настроение автора и передавать его мысли.
Урок - концерт
Выразительное чтение стихотворений




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература для учителя и для обучающегося:
О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2011.
О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2009.
В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
Творчество юных и не только Тайшетский район, 2005.
Бирюсинская новь. № 37, № 16.
Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007
Технические средства обучения:
Компьютер, ноутбук обеспечивают обучающимся мультимедиа-возможности.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или учителем.
Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала, включать в урок фрагменты из документальных и художественных фильмов по изучаемым в школе произведениям.

Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования в течение учебного года.
Учитель: ________________ С.Ю.Кулемина.












Ѓђ Заголовок 715