Статья Словарная работа на уроках русского языка в классах специального коррекционного обучения, с учётом введения ФГОС

Статья «Словарная работа на уроках русского языка в классах специального коррекционного обучения, с учётом введения ФГОС»
Одной из основных проблем современного общества является отсутствие умения четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя является задача научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка. Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно - орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках. Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции - ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. В классах специального коррекционного обучения количество допускаемых ошибок на непроверяемые написания безударных гласных, пропуск букв выше в сравнении с обычными классами, поэтому и работа должна проводиться постоянно, в системе. Об этом писал известный учёный-методист А.В.Текучев: «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс». Эти слова находят свое подтверждение и в книге В.П.Канакиной “ Работа над трудными словами в начальных классах», и в статьях многих авторов газеты и журнала «Начальная школа». У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.
Я хочу поделиться своим опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.
В своей работе при обучении письму словарных слов применяю методы:
Метод языкового анализа
Метод развития речи при работе со словарём
Метод предупреждения орфографических ошибок в словарных словах
Использую следующие приёмы:
Приемы зрительного запоминания - это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, исправление ошибок в словарных словах;
Письмо отрывков детских поэтов и писателей;
Различные виды слуховых диктантов;
Составление словосочетаний и предложений со словарными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;
У учащихся начальной школы процесс запоминания словарных слов должен быть интересным, поэтому при обучении детей использую увлекательные формы работы:
Загадки
Ребусы
Шарады
Пословицы, поговорки
Проекты
Составление рассказа
Особую роль в работе над словарными словами играют пословицы, поговорки, стихи. Дети с большим интересом находят словарные слова, объясняют значение этих слов, тем самым расширяют свой кругозор, речь, память и лучше усваивают написание словарных слов, что немаловажно для работы со специальными коррекционными классами.
При обучении детей правописанию словарных слов обязательно использую словарь, причем не только тот который есть в конце каждого учебника русского языка, но и словарь который мы с детьми делаем сами. В процессе речевой деятельности учащиеся постоянно встречают новые слова, написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить, трудные слова, которые они помещают в наши самодельные словарики. Словарик используется постоянно, поэтому являются помощником в запоминании непроверяемых орфограмм. При ежедневном обращении к словарику у детей развивается и доводится до автоматизма безошибочное написание словарных слов. В результате использования моторной, слуховой, зрительной памяти при работе со словарными словами учащиеся реже допускают ошибки при написании контрольных работ по русскому языку. На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических, орфографических, фонетических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.
Литература:
Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого, развития младшего школьника. - М., 1990.
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальной школе. - М.,2011.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 2000.