УРОК ПО ИСТОРИИ «Наш край в первой половине XIX века»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (9 класс)
«Наш край в первой половине XIX века»
Цели:1) познакомить с экономическим, сельскохозяйственным развитием нашего края в первой половине XIX века;
2) выяснить, как торговые отношения влияли на развитие края;
3)охарактеризовать развитие культуры и быта;
4) развивать навыки самостоятельной работы с разными историческими источниками;
5) воспитывать чувство любви к родному краю, к его истории, к людям, которые дели эту историю
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок-экскурсия.
Оборудование: карта Донецкой области, копии рисунков: «Сельская шахта XIX века», «Горловская шахта XIX века», «Тор. Соляная промышленность.»
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Мотивация учебной деятельности. Педагогическая ситуация общения – для чего необходимо изучать эту тему? Что нам это дает?
Учитель: Изучая историю нашего края, мы выясняем, как в рамках общих закономерностей развивался наш регион, выясняем его особенности, определяем, какое влияние на развитие края имели природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенность, многонациональный состав населения.
На доске – план изучения темы:
а) Развитие промышленности нашего края.
б) сельское хозяйство – важный элемент развития края.
в) Внутренняя и внешняя торговля.
г) Культура и быт в первой половине XIX века.
Учитель предлагает согласно этому плану определить вместе цели урока.
Учитель: Наш урок будет проходить в форме заочной экскурсии по трем основным городам нашего региона первой половине XIX века. Поэтому нам нужны будут экскурсоводы, которым помогать проводить экскурсии будут жители городов, где мы будем останавливаться.
Изучение нового материала.
Учитель: В первой половине XIX века территория нашего края была в составе Екатеринославской и Харьковской губерний. Более интенсивно в этот период заселяются южные земли, особенно, выходцами из Германии (Мариуполь немецкие и итальянские колонии). Этот процесс назывался организованной колонизацией.
Работа над понятием – колонизация.
Педагогическая ситуация общения – сравните «колония» - «колонизация».
- Кроме того, было и так называемое «стихийное переселение» в Донецкий край. К середине XIX века уже существовало большинство современных населенных пунктов, где жили 400 тысяч людей. Самыми развитыми пунктами были Мариуполь, Бахмут, Тор.
Учитель: Кроме групп экскурсоводов у нас на уроке будут работать группы экспертов, которые должны сделать собственные выводы о развитии нашего края в первой половине XIX века (заполнение таблицы).
- Первая наша экскурсия будет в город Мариуполь (сообщения учащихся).
- Экскурсия в город Тор (сообщения учащихся).
Учитель: В 1827 году известный ученый и горный инженер Е.П. Ковалевский составляет первую геологическую карту Донбасса, на которой появляются 25. Известных ему, месторождений угля. Вот тут необходимо вспомнить очень известного инженера Гурьева, перед которым легла практическая задача: организовать добычу угля в масштабах необходимых для обеспечения потребностей края и флота (угольный рынок наполнялся более дешевым английским углем – балласт привозили корабли).
1842г. Шахта Гурьевская (слобода Александровка). Работало 76 людей, которые за сутки добывали по 18 пудов на человека.
С этого времени уголь Донбасса набирает широкую известность. Начинается строительный бум малых, средних и больших шахт, которые использовали как примитивные орудия труда, тик и современное, для того времени, оборудование.
(работа с рисунками, их описание)
- Экскурсия в город Бахмут.
Учитель: слово предоставляется группе экспертов. Сравним развитие нашего края с развитием Надднепровской и Западной Украины.
7 . Оценивание деятельности учащихся.
(подойти к оценке, которую заслужил.)
8 . Домашнее задание (дифференцированно).
А) Составить таблицу «Наш край в первой половине XIX века» (дата - события истории края - источник, из которого узнали о событиях).
Б) На контурной карте обозначить территорию области, в которой живем, город, район.

15