Урок по музыке на тему: Красота и сила искусства(5 класс)

Урок в 5 классе
(3 четверть)

Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тема урока: Красота и сила искусства.
Прекрасен и величествен мир.
Красота пронизывает мироздание. Поможем людям войти в мир красоты, увидеть душевную красоту друг друга.
С. Коненков

Художественно-педагогическая идея: помочь учащимся пронаблюдать, как взаимодействуют три искусства (музыка, литература и изобразительное искусство), изучаемых с 1-го класса; рассмотреть более системно, обстоятельно и углубленно на примере русских, осетинских композиторов, художников, поэтов и писателей; учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но связаны многими нитями и значение одного из них помогает более глубокому пониманию остальных.
Музыкальный ряд: В. Долидзе. «Марш в стране нартов».
А. Бородин. Симфония №2(Богатырская) экспозиция 1ч.
А. Кокойти. «Симд».
Х. Плиев. «Маленький джигит».
А. Плиев. «Вечерний Владикавказ».
Изобразительный ряд: Ю. Арсенюк. Богатырская застава.
С. Москвитин. Добрыня Никитич.
В. Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем.
В. Васнецов. Богатыри.
М. Туганов. Пир Нартов. Чермен. Батраз. Урузмаг.

Ход урока
Вход под музыку А. Бородина.
У. Кого изображает музыка?
Д. Сильных и смелых людей.
У. А как их называют?
Д. Богатыри.
У. Интонации, какого народа слышны в этом произведении русского или осетинского?
Д. Русского.
У. Какими средствами композитор показывает нам, что она богатырская?
Д.Средствами музыкальной выразительности.
У. Что к ним относится.
Д. Мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, интонация, лад.
У. Что слышно в музыке?
Д. Удары меча, огромной дубины, которая называется булава.
У. Обратите внимание, как художники изобразили нам русских богатырей. Похожи они на тех, которых вы только что услышали?
Д. Да.
У. Мы послушали экспозицию 1-й части симфонии №2 А.П. Бородина. Как называется эта симфония?
Д. «Богатырская». В ней слышится сила и мощь.
У. Теперь слушаем еще одно произведение. Интонации, какого народа, звучат в нем? Сколько частей в нем? И в каком, жанре оно написано?
Слушаем музыку В. Долидзе «Пир в стране нартов».
Д. Осетинского. Оно написано в трехчастной форме. Это марш.
У. Какое настроение, какой характер?.
Д. Мы опять слышим сильные удары. Это тоже сражаются богатыри, но только осетинские.
У. Чем отличаются эти два произведения?
Д. Интонацией и ритмом. В произведении А. Бородина ритм ровный, а у В. Долидзе он триольный, пульсирующий.
У. Почему В. Долидзе выбрал жанр марша, а не песни или танца?
Д. Чтобы показать силу и мощь осетинского народа.
У. Перед вами репродукции картин осетинского художника М. Туганова: «Пир нартов», «Урузмаг», «Сослан», Батраз, «Чермен». Все они обладатели могучей физической силы. Обратите внимание еще раз на картину В. Васнецова «Богатыри». Что висит сбоку у Алеши Поповича?
Д. Музыкальный инструмент. Гусли.
У. Вы знаете, ребята, в старину настоящим рыцарем или богатырем считался только тот, кто умел искусно владеть не только оружием, но и умел танцевать, играть на музыкальном инструменте, слагать стихи и петь песни. Например, нарт Сослан на картине М. Туганова показан танцующим.
Но не только физической силой и ловкостью обладали нарты. В нартовском эпосе есть сказание об одном юноше, который не отличался от других своей силой и мощью. Он был небольшого роста, щуплый, худой, но зато он воздействовал на людей и окружающий его мир с помощью музыки. Кто же это такой? Как его зовут?
Д. Ацамаз.
У. Да это был удалец Ацамаз, который играл на золотой свирели, доставшейся ему в наследство от отца, а тому в свою очередь свирель была подарена небожителем Афсати. Послушайте, как в нартовских сказаниях под редакцией великого сына осетинского народа, известного на весь мир В. И. Абаева говорится об искусной игре Ацамаза на золотой свирели.
«Взошел на Черную гору удалец Ацамаз, взобрался на самый высокий утес, приложил он свирель к губам и заиграл. И под чистые звуки его золотой свирели по-бычьи взревели, закинув ветвистые головы, рогатые олени и пустились в добрый пляс. И в глубине дремучего леса пугливые серны, подпрыгивая выше деревьев, начали свою легкую пляску. С крутых черных скал Черной горы сбежали черные козлы – стремительный симд завели они с круторогими турами, чудеса проворства показали они в этой пляске. Взбежали на обрывы пугливые лани и косули, смотрят они вниз, в долины, где начались грозные игры, где мужья их бьются рогами. Не утерпели зайцы и лисицы, наперегонки погнались они друг за другом по гладкой равнине. И все дикие звери, скот Афсати, стадами собрались под отвесными скалами. И все домашние звери, скот Фалвара, отарами и стадами потекли по широким лугам.
Старается, играет удалой Ацамаз, и до каждого сердца долетает золотой голос свирели его. В высоких южных горах разбудила она чернобурых медведей в их теплых берлогах. Ворча и рыча, проснулись они, оставили берлоги свои и в тайной глубине дремучего леса начали свой грузный симд.
И вот на бурых полях раскрыли свои лепестки самые красивые цветы земли. Изголодавшиеся пчелы и беспечные бабочки полетели с одного сладкого цветка на другой, и жужжание поднялось над полями.
Громко запели лесные птицы, на разные голоса вторят они из глубины лесов Ацамазу.
Серые дрофы и черные аисты вышли на широкую Гумскую равнину и завели такую пляску, что весь мир с восхищением глядел на них.
Но вот облака и тучки волнистыми грядами потянулись над землей, и пролили они теплые слезы, увлажняя землю на опушках дремучих лесов. Гром прокатился над землей. Каждая былинка, ликуя, охорашивается по дождем.
А волшебные пальцы Ацамаза еще быстрее забегали по свирели, и зеленые волны прокатились по вершинам дремучих лесов. И ни травинки не было на скалистых склонах, но вот зеленым шелком оделись они.
И стали тут горы громовыми голосами вторить свирели Ацамаза. В пляс пошли Черная гора с Белой горой – и оползнями расползлась Черная гора, и белым песком рассыпалась Белая гора.
Еще нежней заиграл маленький Ацамаз – и все в мире пробудилось. Таять начали вечные ледники, с громовым шумом устремились вниз по своим тесным ущельям на широту равнин. И весь мир оглядело весеннее солнце красивым глазом своим. Вышли люди из своих жилищ, и каждый во всю ширь груди вздохнул животворного воздуха и сладко потянулся. Все восемь ладов свирели Ацамаза на восемь языков заговорили, еще чудеснее запели над миром.
И вот раздвинулся сплошной скалистый отвес Черной горы, дверь там открылась узкая, как щель, выглянула Агунда – красавица, из жилища отца своего, владетеля Черной горы. Дошла до сердца ее песня удальца Ацамаза, и, оставив свое рукоделие, захотела она взглянуть на него».
Слушаем «Симд» А. Кокойти со звучанием свирели.
Учитель: Какой оркестр исполнял произведение? (оркестр народных инструментов).
Учитель: Какие инструменты вы услышали? (свирель, дала-фандыр, фандыр и т.д.).
Учитель: Что произошло в природе, когда заиграл Ацамаз? (все звери пустились в пляс, вся природа проснулась, даже горы начали танцевать.).
Учитель: То есть, что музыка может творить? (чудеса).
И только благодаря музыке и литературе до нас дошли эти сказки и легенды.
Вывод: Музыка, литература, живопись оказывают огромную силу воздействия на людей и окружающий их мир. Каждый вид искусства по-своему изобразил нам жизнь, но это было очень правдиво и красиво. Все три вида искусств очень тесно связаны друг с другом невидимыми нитями.
У. Каждый мальчишка в Осетии мечтает стать сильным, ловким и походить на своих героических предков. У замечательного осетинского композитора Христофора Плиева, который является основоположником профессиональной осетинской музыки, автора первой осетинской оперы «Коста», и которому в этом году исполнилось бы 85 лет, есть песня «Маленький джигит». Я хочу познакомить вас с этой прекрасной песней.
Слушаем песню «Маленький джигит» и разучиваем ее.
Мы с гордостью считаем себя потомками Нартов. И среди нас есть талантливые композиторы и исполнители, которые подобно Ацамазу воспевают красоту родного края.
За выдающиеся заслуги в годы Великой Отечественной войны нашему родному городу было присвоено звание «Города воинской славы». Наши отцы и деды спасли мир от фашизма и дали нам возможность жить, учиться и работать в самом красивом городе, столице нашей республики городе Владикавказ. Ребята, скажите, откуда следующие слова:
Скажи, где взял ты эту гордую стать,
Где научился сохранять незамутненный взор.
Д. Это из песни Алана Плиева «Вечерний Владикавказ».
У. Давайте споем ее.
Исполнение песни «Вечерний Владикавказ».
Вывод. Наш урок подошел к концу. Что нового вы сегодня узнали? В чем же красота и сила искусства.
Д. В том, что все виды искусства правдиво отражают окружающий нас мир, историю нашего народа, географию.
У. Как взаимодействуют виды искусств: музыка и литература, музыка и изобразительное искусство?
Д. Они дополняют, обогащают и украшают друг друга.
И хотела бы я закончить наш с вами урок сегодня стихотворением.
В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ
Сергей Тюрин

Вошел – и стал как-то тесно,
Хоть в этом зале я один.
Я провожу свой день воскресный
Сегодня в обществе картин.

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорили.

Та красота, что мы частями
В своем искусстве познаем,
Неведомыми нам путями
Предстала снова целиком.

Махарбе
·к Сафа
·рович Туга
·нов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  советский осетинский художник-живописец, иллюстратор и график, педагог. Народный художник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Заслуженный деятель искусств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ученик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Содержание
 [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Биография[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
Махарбек Туганов родился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (по другим данным в 1879 году), в селе Дур-Дур, Терской области (ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), в семье ученого-ботаника Сафара Аслангериевича Туганова. В восьмилетнем возрасте поступил в частный пансион. В 1891 году поступил в Реальное училище г. Владикавказ. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] послан в Петербург для поступления в горный институт, но в институт не поступил. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (мастерская [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В 1907 году основал художественную студию во Владикавказе. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. был назначен заведующим художественно  агитационным отделом ТерКав РОСТА. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. преподавал академический рисунок в Педагогическом техникуме города Орджоникидзе. В 1930 году переехал в Грузинскую ССР, в город Сталинир, где организовал художественную картинную галерею при Музее краеведения, работал главным художником Юго  Осетинского государственного драматического театра. Последние годы жил в Орджоникидзе. Скончался в 1952 году, погребен в некрополе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
М. С. Туганов с матерью, сестрой и братом
Выставки[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
Цоппай (1947) Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"
Посвящение коня покойнику (1948) Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.
Скачки в честь умершего (1946) Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.
Примирение кровников (1944) На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.
Собачья скала (1941) Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием. Народный суд (1946) Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".








13PAGE 15


13PAGE 14115




Iђ Заголовок 215