Внедрение ФГОС в образовательную область география


«Внедрение ФГОС в образовательную область география»Зубарев А.Л., учитель географии высшей квалификационной категории.МБОУ «СОШ № 75 г. Владивостока» Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.А. Дистервег ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. А нужен ли новый образовательный стандарт? Ведь советское образование было одним из лучших в мире, стоит ли что-либо менять? Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени. Сегодня важен не уровень освоения школьных программ, а способность учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Современная Россия по оценке 2009 сильно отстает по этому показателю от большинства развитых стран: так по грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и математической грамотности наша страна находится на 37-43 месте среди 65 крупнейших стран. Часто результат участия российских школьников в международных олимпиадах показывает недостаточно высокий результат. Одной из возможных причин называется неумение российских школьников применить теоретические знания на практике, особенно решая задания междисциплинарного характера. Как можно решить данную проблему?В качестве одного из путей решения проблемы, предлагается создание и использование в учебном процессе системы метапредметных заданий. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом географии, химии, биологии, истории запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на метапредметные уроки, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие. Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школыНаиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии классах, являются умения ориентироваться на местности, формирование знаний о влиянии физико-географических особенностей материков и океанов на хозяйственную деятельность населения, владение умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, применения их для поиска, обработки и передачи полученной информации, презентаций выполненных проектов. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды, использование современных средств и технологий обучения плюс постоянный контроль качества полученных компетенций позволит учителям учить учащихся учиться.  Учащиеся постепенно учатся основным приемам учебной познавательной деятельности, учатся самостоятельно работать с различными источниками информации, создают собственный образовательный продукт.  Именно эти направления в методике преподавания представляются важнейшими для организации обучения географии в школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Метапредметные результаты изучения курса «География»Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Неотъемлемая часть обучения географии – это самостоятельные и практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения самостоятельных и практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации. Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Практическая работа с климатограммами Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата. Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.Ход выполнения работы: 1. По графику хода температуры определите средние температуры июля и января. 2. Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур. 3. Определите среднегодовое количество осадков и режим их выпадения. 4. Полученные данные занесите в таблицу. 5. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата КЛИМАТОГРАММЫЗадание. Выбрать климатограмму для работы
Практическая работа с климатограммами Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата. Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.Ход выполнения работы: 1. Составьте таблицу годового хода температур по данной климатограмме. 2. Рассчитайте среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур. 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения. 4. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата.5. Определите какому населённому пункту на материке может соответствовать данная климатограмма.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}яфмамииасонд Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Цель учебной деятельностиВ ночи сверкнули огоньки – Зажгли лучину светляки.В барометре упала ртуть.Вот ветер начинает дуть.Стал будто ближе дальний лес.Стал будто ниже свод небес.К земле прижаты облака.И режет уши песнь сверчка.Ей вторит резкий крик дрозда.Вода чиста, как никогда.Рыбёшка занята игрой – Хватает мушек над водой.Из сети выглянул паук.Меня к дивану тянет вдруг.Э. ДженнерУрал – опорный край державы,Её добытчик и кузнец,Ровесник нашей прежней славы,И славы нынешней творец!А. Твардовский Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.Итоги миграции населения Приморского края в 1993-2010 гг.годЧисло прибывшихЧисло выбывшихСальдо миграций в Приморье19937198678994-700819957821882568-435019975921566065-685019994965057110-746020013118638479-729320023285738350-549320033186937606-573720042843233647-521520052478429341-455720062640230897-449520072752030944-342420082961730538-92120092488126930-204920102432731358-703120112455328012-345920122615625145101120132781126895916 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни (по данным Росстата)Территория1990 г.1995 г.2000 г.2005 г.2010 г.2012 г.Российская Федерация69.264.565.365.468.970.24Дальний Восток России67.261.863.262.265.867Республика Саха (Якутия)66.262.263.764.766.867.93Еврейская автономная область66.26161.859.263.764.14Чукотский автономный округ6859.860.258.557.560.79Приморский край67.863.163.762.866.667.79Хабаровский край6762.76361.765.767.13Амурская область67.86362.260.264.465.12Камчатский край65.96163.363.265.867.29Корякский АО...53.255.751.3......Магаданская область66.260.16262.565.166.15Сахалинская область66.854.663.360.664.966.63 Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.Прием «Учебный диалог с автором учебника» — прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома или в классе самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы. Прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь. Прием «Учебный диалог с автором учебника»Какова роль природных условий в размещении населения?Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете? Прием «Учебный диалог с автором учебника»Автор, разработчикЗубарев Алексей ЛеонидовичПредметгеографияКласс6Тема урокаАтмосфера: строение, значение, изучениеЦель (планируемые результаты)- Создать условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, усвоения понятия атмосферного давления Земли, заинтересованности изучения данной темы учащимися.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Велика и поразительна область географии…Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души!» Н.В. Гоголь Без географии Вы нигде!Спасибо за внимание!