Статья Реализация программы трехъязычия на уроках английского языка


Реализация программы трехъязычия на уроках английского языка
Елемесова Айжан Жанузаковнаучитель английского языка
СШ№1 города Текели
В Республике Казахстан всегда с особым вниманием и заботой относились к развитию языкового богатства народов государства, понималась его роль в развитии современного общества.
Это становится понятным при изучении одного из первых принятых в суверенном Казахстане Закон «О языках в Республике Казахстан», который объявляет все языки народов Казахстана национальным достоянием, историко-культурным наследием страны. Проблема развития языков в Казахстане находится под постоянным контролем и опекой Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, который в ежегодных посланиях народу Казахстана всегда старается акцентировать внимание на развитие образования, культуры, знание языков.
На сегодняшний день в казахстанском обществе проводится политика трехъязычия, направленная на освоение казахстанцами казахского, русского и английского языков. Политика трехъязычия не требует забывать родной язык, наоборот она возводит казахский язык на первое место, возвращая казахскому языку статус родного и государственного языка, статус который был потерян во времена Советской власти.
Прошло более двадцати лет независимого развития Казахстана, и можно подвести некоторые итоги, оценить достигнутое. Один из безусловных успехов страны – выработанная уникальная модель мирного сосуществования множества различных этносов и культур. В Казахстане выработан уникальный опыт взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Создан уникальный институт культурного и религиозного взаимодействия – Ассамблея народа Казахстана, получившая, как известно, возможность непосредственно участвовать в законотворческой деятельности Парламента Республики Казахстан. Регулярно проводятся съезды мировых и традиционных религий. Деятельность казахстанского правительства и лично Президента Н.А.Назарбаева в направлении укрепления межнационального и межконфессионального единства народа получила высочайшую оценку мирового сообщества.
Важной задачей является изучение английского и других иностранных языков. Это один из ключевых компонентов лексического капитала казахстанцев является знание иностранных языков как средства делового и международного общения.
Вот почему так важно на уроках английского языка использовать межпредметную связь. С помощью информационно-коммуникативных технологий показывать сходства и различия между казахским, английским и русским языками.
Почему же так важно знать три языка? Казахский язык является не только государственным языком, но и родным языком для каждого казахстанца. И русский и английский языки являются не только средствами общения, но и оптимальными каналами получения мировых знаний. Изучение нескольких языков будет способствовать более активной интеграции Казахстана в экономическую и культурную сферу мирового сообщества.
Но достижение этой цели возможно лишь при создании в Казахстане целостной системы образования на трех языках в рамках школы. Возможности для создания такой системы в Казахстане уже имеются. Материальная база наших школ уже сейчас позволяет вести обучение с использованием информационных технологий и дает возможность решать задачи проверки уровня знаний учащихся; применение компьютера в качестве мультимедийного пособия; использование электронных учебников и Интернета.
У полиязычного образования много положительных сторон. У учеников формируются все компоненты иноязычных коммуникационных компетенций. Коммуникационная компетентность позволяет использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках.
Цель введения трехъязычия на современных уроках в школах – развитие и формирование социально и профессионально ориентированной культурной личности, владеющей несколькими языками.
В связи с этим на факультативах по английскому языку я применяю различные инновационные технологии для повсеместного развития трехъязычия.
Особая роль отводится формированию предметно-дидактической среды для погружения в языковое пространство, которая включает в себя:
Музыкальный и аудио-материал на кассетах, дисках, иных носителях;
Словесные настольно-печатные игры, пособия, книги;
Ситуативные ролевые, театрализованные игры с лингвистическим содержанием;
Банк фольклорных материалов, которые являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.
Язык, являясь средством общения, формирует ребенка как личность. Именно через язык ребенок познает культуру, традиции, национальное достояние, богатства, унаследованные от предков. Изучая языки других народов, ребенок не только просто узнает слова, как они звучат и что они означают, но и глубже познает культуру этих народов, их обычаи, традиции, знакомится с устным народным творчеством, национальными играми. И через познание многообразия мировой культуры формируется чувство любви к Родине, гражданский патриотизм, гордость за свой народ и свой язык.
Повышение качества знаний через использование инновационных технологий на уроках английского языка