ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ


ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Атаева Махугуль Юлдашбоевна,Ташкентский государственный университет им Низами, Республика Узбекистан
На сегодняшний день становится очевиден тот факт что, меняя формы, приемы и методы ведения урока применяя инновационные педагогические технологии, учитель делает ученика активным участником образовательного процесса. Это в свою очередь позволяет более эффективно решать образовательные и воспитательные задачи.
Рассмотрим примеры использования некоторых инновационных технологий на уроках физики:
I) Метод «Вопросы Сократа». Суть этого метода заключается в использовании специально подготовленных вопросив, сопровождаемые иногда опытами, по определенной теме с целью ее закрепления или же формирования интереса мотива к ее изучению. Для этого группа делится на несколько команд, успех каждой зависит от вклада всех участвующих. В холе совместной работы команд достигается закрепление учебного материала.
Приведем этот список вопросов по теме «Молекулярное строение жидкости. Поверхностное натяжение в жидкостях. Капиллярные явления»:
«Почему уменьшаются размеры мыльного пузыря, если перестать дуть в трубку, на конце которой держится пузырь?»
«Для чего при строительстве зданий, фундамент покрывают слоем толи?1»; «На каком физическом явлении основана работа керосиновой лампы?1».
Помимо этого можно задавать ряд таких вопросов на дом перед изучением темы Например:
«Бумажная рыбка (1-рис.) плавает на поверхности води. Что произойдет если врутрь рыбки капнуть мыльным раствором маслом?» Бросьте в стакан газированной воды ягодувишни, винограда. Опыт повторить несколько раз.Описать наблюдение

Рис,1
2) Метод "синектика". Суть синектики заключается в том, чтобы превратить незнакомое в знакомое, а привычное в чуждое. Для этого применяют четыре типа аналогий: а) личную (отождествлять себя с каким-либо элементом явления, задачи и т. д.). К примеру, при введении понятия электрический ток учащиеся могут отождествлять себя с электронами, движущимися в одном направлении и т. д.;
б) прямую (т.е. поиски сходных процессов в других областях знания). Например, при формировании понятия электрический заряд используем аналогию с понятием массы. При изучении же закона Кулона взаимодействие между зарядам; также можно отождествить с взаимоотношениями между учащимися и т.д.; с) символическая (т. е. формулирование задачи, в нескольких словах оперируя математическим аппаратом физики); d) фантастическая аналогия, при которой задача решается путем игнорирования фундаментальных законов. Так, например, .можно менять скорость света не учитывать земное тяготение, не учитывать действие силы трения и т.п. Эффективно использовать данный метод при объяснении новой темы.
3) Метод «верно или неверно» При применении этого метода учитель зачитывает ряд утверждении, а учащиеся должны ответить «верно» - соответственно на те, с которыми они согласны или «неверно» если не согласны. При этом задается также лимит времени, в течение которого необходимо ответить. Ученикам следует заранее подготовиться к данному опросу. Его цель заключается в проверке знаний учащихся по определенной теме главе или же разделу. Данный метод может применяться как при письменном, так и при устном контроле знаний. В последнем случае этот прием более эффективен, так как позволяет разобрать неправильные ответы учащихся. Для этого заранее подготавливают несколько учащихся которые будут объяснять, аргументировать эти ответы. В качестве примера приведем утверждения на тему «Электрический ток»:
a) «Электрическим током называется упорядоченное движение только положительно заряженных частиц» (Неверно).
b) «Ток в металлах создают упорядочение движущиеся электроны" (Верно);
в) «Ток в электролитах создают только движущиеся электроны» (Неверно);
г) «Сопротивление проводника зависит от материала, из которою он изготовлен" (Верно);д) «Проводников сведены в одну точку» (Верно)
Список литературы:
1. Лук А. Н. «Интуиция и научное творчество». М. 1981г.
2.Тульчннский М Е. "Качественные задачи по физике". М.1972г. . 3.Гальперштейн Л. Я. «Занимательная физика». М 2000г.
Применение педагогической технологии в решение
фотометрической задачи.
М.Атаева Ташкентский государственный педагогический университет им.Низами, ул.Юсуфа Хос-Ходжиба - 103.
В высшее учебное заведение поступают молодые люди, окончившие колледжи и академические лицеи. Педагогический университет и институты готовят высококвалифицированных специалистов для школ, колледжей и академических лицеев. Соответственно во всех системах учебного процесса должны учитываться принципы преемственности и последовательности. Следовательно, нужно пересмотреть бывшие учебные материалы с учетом специфики современных требований.
Будущие специалисты в период обучения должны обладать навыками решения задач по физике с учетом выше указанных требований.
Мы подготовили сборник вопросов и задач по разделу фотометрии для бакалавров. Эти вопросы и задачи соответствуют содержанию лекции. По каждому разделу оптики составлены технологическая карта. В них приведены цель и задачи урока, а так же педагогические технологии. Для решение задачи по основам фотометрии приводим технологическую карту.
Технологическая карта.
Цель и задачи Закрепить основные понятия фотометрии: поток световой энергии, сила света, светимость, яркость, освещенность. Применение полученных знаний на практике и усвоение навыков.
Содержание учебного процесса Повторение лекционного материала для решения задач.
Технология проведения учебного процесса Методы: устный разбор содержания, сущности задач и выбор алгоритма решения. Анализ полученных результатов.
Использованные методы: интерактивный метод, «Водное колесо» и ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)
Средства: доска, мел, плакат, тетрадь, линейка, циркуль, транспортир, компьютер.
Форма: запись условия задачи, перевод системы измерения, оформление чертёжей, выбор хода решение задачи.
Проверка: устные ответы, метод «Водное колесо».
Оценка: самооценка по методу ЗХУ
Ожидаемые результаты Для преподавателя: правильное усвоение темы, умение мыслить и навыки решение задач.
Для студента: Понимание сущности задач и их осмысление. Анализировать ходы решения, усвоить навыки оформления чертежей.
Проверка знаний студентов проводится по методу «Водное колесо». В этом методе в зависимости от знания студентов готовят задание. Форма задания приведена на таблице 1.
Она предназначена для определенной группы студентов. Каждый студент отмечает клетку с правильным ответом своим знаком. В конце сопоставляются ответы и оцениваются.
Таблица 1
Проверка знание студентов «Основы фотометрии» по методу «Водное колесо»

Основные понятия
Определение
Световой поток Сила света Яркость Светимость Освещенность
1 Световая энергия, проходящая в единицу времени через единичную площадь. 2 Световой поток, распространяющийся в переделах телесного угла 3 Отношение силы света к площади светящейся поверхности 4 Отношение светового потока к площади освещаемой поверхности 5 Полный поток излучения с единичной поверхности источника Решение задачи начинается с разбора условии ее, после анализа приводятся чертежи, а затем завершается выводами. К концу занятия студенты заполняют таблицу 2.
Таблица 2.
№ Знал Хочу знать Узнал
По результатам таблицы оцениваются знания студентов
Проверка знание студентов «Основы фотометрии» по методу «Водное колесо»
Таблица 3.
№ Оптический
величина Световой поток Сила света Яркость Светимость Освещенность
Проверка знание студентов «Основы фотометрии» по методу «Водное колесо»
Таблица 3.
№ Оптический
величина Световой поток Сила света Яркость Светимость Освещенность
+ + +
+ + +
Проверка знание студентов «Основы фотометрии» по методу «Водное колесо» по таблица 3.