Игровые приёмы в работе школьного логопеда.


  Современные дети сильно изменились. Замещение игры как ведущего вида деятельности школьного занятиями учебного типа приводит к трудностям развития, несформированности произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению. Дети мало читают, что приводит к трудностям, связанным со смысловым анализом текстов; несформированности внутреннего плана действий; трудностям логического мышления и воображения. Ограниченность общения со сверстниками во внеурочное время приводит к нарушению коммуникативной функции. Число детей, не умеющих работать самостоятельно, детей со снижением познавательной активности и с трудностями обучения увеличивается. Растет и число детей с различными речевыми нарушениями.
Введение ФГОС в систему образования требует и от учителя-логопеда нового подхода к планированию и проведению логопедических занятий с младшими школьниками в общеобразовательной школе. Новый образовательный стандарт нацелен на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности. Главное - не знания, а умения их добывать и ими пользоваться. Следовательно, перед логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности, т.е. во главу ставится деятельностный подход в коррекции  речевых нарушений.
Общепризнано, что усвоение школьного курса родного языка зависит прежде от уровня практического владения учащимся устной речью. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.
Младший школьный возраст – это возраст почемучек, это возраст зоркой и острой памяти. В чем их отличие? Скорее всего, в том, что они всегда стремятся к действию, к движению. Сидеть неподвижно на месте для них очень трудно. Да, и заниматься продуктивно дети могут не более 10 -15 минут. С приходом в школу дети с игровой деятельности не могут переключиться на учение. Не всем это дается одинаково легко. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в их глазах, когда взрослый говорит: «А сейчас мы с вами немного поиграем, ребята, в одну очень интересную игру!» Как сказал К.Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает». Для успешного обучения и воспитания детей необходимо с первых шагов обучения пробудить интерес к учебным занятиям, увлечь ребят, мобилизовать их деятельность. Поэтому в процессе обучения важно создать благоприятные условия для полного осознания учащимися учебного материала. Одним из эффективных приемов побуждения живого интереса является дидактическая игра. Сначала ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре, и у ребенка возникает интерес к предмету.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию ребенка. Игры и упражнения должны быть включены на каждом уроке и вводить их надо с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игра должна строиться так, чтобы в ходе ее дети что-то наблюдали, сопоставляли, выделяли существенное, т.е. игра должна включать и некоторые трудности, чтобы ребенок напрягал усилия воли для достижения результата.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь дети – логопаты, в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Планируя занятия, на которых будут использоваться дидактические игры, логопед должен помнить, что главное - это удержать внимание на предлагаемом материале, формировать активность, самостоятельность.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Игры можно использовать на любом этапе урока. Особенно они важны при закреплении и углублении знаний, умений и навыков. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей?» «Не зевай, без ошибок повторяй!» «Похож – не похож»
Настольно-печатные игры: «Собери картинку» «Где это можно купить» и другие, детей учат составлять целую картинку из отдельных частей, соотносить маленькие предметы, с названием на больших карточках.
Словесные игры, игры с предметами, работа с образцом.
Как правило ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам русского языка или чтению. Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету.
Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, а научите: задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Только постепенные и регулярные занятия дают результат, но не заставляйте ребёнка играть в развивающие игры насильно. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную.
Акватерапия в коррекционной работе логопеда
Игры с водой вызывают у воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких, нужных впечатлений, переживаний и знаний. Наши дети с радостью играют с водой.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте.
Цветные жемчужины»
Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначенияХодигры:На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого.
Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных)в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в словеХодигры:На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.Ходигры:На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»).
«Вылови букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры:
В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита. 1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочкиРебенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву(слог,слово).Переносите знакомые игры в воду, адаптируя пособия и вы увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и навыки.
При введении акватерапии в свою работу мы учитывали возрастные и психологические особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой и на воде. Используя свой большой опыт в коррекционной работе с детьми мы перекладывали (в прямом и переносном смысле слова) общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения в воду, потому что игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.Наши дети с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
В литературе опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр. Использование игр на логопедических занятиях позволяет сделать учебный процесс более интересным, разнообразным, позволяет глубже изучить материал. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Дидактические игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры позволяют сделать логопедические занятия нетрадиционными. А в чем же ценность таких занятий? Серьезный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Все это положительно влияет на результативность обучения.