Конспект урока по литературе «ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ…» ( МИР ПОЭЗИИ) ( 9 класс)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9Б КЛАССЕ
МБОУ СОШ №46 имени И.М. ДЗУСОВА.
Учитель – КИЧКО Л.Г.
ТЕМА УРОКА
«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ…» ( МИР ПОЭЗИИ)
Г. ВЛАДИКАВКАЗ. 14 МАЯ 2015 ГОДА.
ЦЕЛИ: способствовать обогащению духовно – нравственного опыта и расширению
эстетического кругозора учащихся, совершенствовать навыки интерпретации
лирического произведения, мотивировать свой выбор стихотворения для
презентации; развивать монологическую речь учащихся , навыки исследовательской
деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование коммуникативных навыков через вовлечение в совместную
проектную деятельность.
2. Развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать
собственный опыт.
3. Воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры.
ТЕХНОЛОГИЯ: проектная, ИКТ.
ФОРМА РАБОТЫ: групповая и индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Портреты поэтов.
2.Сборники стихотворений К.Симонова, С.Есенина, К.Хетагурова, А.Ахматовой,
Н.Заболоцкого и других.
3.Мультимедийный проектор.
4. Компьютер.
ХОД УРОКА
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Последний месяц занятий отмечен тем, что и на уроках литературы, и во внеурочное время часто звучали стихи: о мире, о героях Великой Отечественной войны, о великолепии пробуждающейся природы, о любви… Каждое стихотворение затрагивает какие – то струны души и остаётся в памяти строчкой, словом, то есть «оставляет след… на много лет».
Сегодня на уроке мы будем слушать стихи, которые чем – то затронули вас. Проанализировав тематику выбранных вами стихотворений, я распределила их на несколько блоков.
ЧИТАЮ стихотворение М. Исаковского «РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ» /наизусть/.
Повторяю строки:
Бойцы твои письма читали
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё…
Шептал имя и ждал встречи, надеялся на встречу… И рождались строки послания, надежды.
- Какие стихи будут звучать первыми, как вы думаете? (Обсуждают, предлагают).
- Да, это стихи о женщине, о любимой и любящей женщине.
- Итак, презентация одного стихотворения.
УЧЕНИК: Константин Симонов «Жди меня» /читает стихотворение наизусть/. В эти дни так часто звучало и само стихотворение, и песня на эти стихи в исполнении разных актёров, что не обратить на него внимания было невозможно, да и дома строчки из него слышались постоянно. Может быть, и это заставило меня выбрать именно его.
УЧЕНИЦА: Я не только выучила это стихотворение, но и нашла ответ на него. Тамара Духанина, прочитав стихотворение К. Симонова, тут же выучила его, но никак не могла понять строчек:
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня…
Она, дочь солдата, поверить в это не могла, никогда! И когда мама, Мария Михайловна, написала стихотворение – ответ, его отнесли в редакцию газеты «Социалистическая Осетия», где оно и было опубликовано.
Читает:
Жду тебя в глухую полночь,
Жду морозным днём.
Жду, когда метель, рыдая , бьётся под окном
Жду тебя, пусть все дорожки снегом замело.
Жду и верю: ты вернёшься всем смертям назло…
Не сижу, сложивши руки,
Горьких слёз не лью,
Для победы над врагами я мечи кую.
Я - в тылу, а ты - на фронте,
Вместе мы с тобой за родимые просторы
Вышли в смертный бой!
Жду тебя и твёрдо знаю: враг не устоит,
Мне об этом, пролетая, ветер шелестит,
Мне в цехах поют про это новые станки
И рассказывают это наши «ястребки».
Жду тебя… Пусть даже годы письма не придут,
Пусть и ждать уж перестанут те, что вместе ждут.
Жду тебя и вечно помню только об одном:
Ты с победой возвратишься в свой любимый дом.
Жду тебя, пусть скажут люди, что тебя уж нет,
Что гуляющие вьюги замели твой след.
Пусть зимой холодной лето сменится опять,
Ждать тебя я не устану:
Жду и буду ждать!
Такими были наши прабабушки, свято верящими в то, что их любимый, единственный не может не вернуться. Многие из них так и остались вдовами, потому что ждали, ждали и надеялись… надеялись всю свою жизнь.
УЧЕНИК: К.Симонов «Письмо женщине». /Читает стихотворение/
- К сожалению, были и такие послания на фронт. И очень страшно их читать. Видимо, и стиль ответного письма – официально- презрительный - объясняется этим:
Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата письмо,
Что в ящик опустить
Не постыдились вы когда – то…
УЧИТЕЛЬ:
- Да, были и такие письма, к счастью, их было немного, поэтому вера в то, что их ждут, была у солдат гораздо сильнее.
Звучит песня на стихи А.Суркова « В землянке».
- Что объединяет эти стихотворения? К какому жанру они относятся? / высказывают предположения, отвечают/.
- Что значит «эпистолярный» жанр? / ответы учащихся /.
УЧЕНИЦА: С.Есенин «Письмо к женщине» / читает стихотворение/. Я не б уду комментировать это стихотворение, я прочитаю ещё одно - «Собаке Качалова» /читает/. Я очень люблю стихи С. Есенина, особенно те, где он создаёт образы животных. «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег…», « Милый, милый смешной дуралей …» Они у поэта имеют свой характер, чувства, подобные человеческим. Разве это можно читать без волнения? А в этом стихотворении встретились « два одиночества» и как – то поддерживают друг друга: «Давай с тобой полаем при луне…»
УЧЕНИЦА: Мы часто слышим от Вас на уроках : «Не позволяй душе лениться…», « Душа обязана трудиться…». Вот поэтому я и выбрала стихотворение Н. Заболоцкого. Это своеобразная жизненная программа для молодых. /Читает стихотворение « Не позволяй душе лениться…» /
УЧЕНИЦА: После того, как я готовила исследовательскую работу «Осетинская женская поэзия, я полюбила стихи Ирины Гуржибековой, в которых можно услышать о любви, о дружбе, о семье, о солдатском подвиге. /Читает стихотворение « Солдатские сны»./
УЧЕНИК: Я думаю, мы чаще всего читаем стихи о любви, я люблю перечитывать стихи Коста и предлагаю вашему вниманию его стихотворение «Опять к тебе, любимая подруга…».
УЧЕНИЦА: Любовь бывает яркая, красивая, взаимная, безответная, а бывает – трагическая. Именно о такой любви написала Анна Ахматова в своём стихотворении « Сероглазый король». /Читает стихотворение/.
УЧИТЕЛЬ:
- Итак, сегодня мы с вами побывали в мире поэзии. Главным на уроке было СЛОВО, СЛОВО ПОЭТА.
Спасибо вам за урок.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Дать письменный ответ на вопрос «Что дают такие уроки и нужны ли они» или написать эссе « О чём я думал, слушая стихи?»
Подведение итогов урока, выставление оценок.