Разработка Зачем нужен воздух


Тема: Зачем нужен воздух?
Образовательная область: Естествознание
Мақсаты/Цель:  Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении.
1. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимости.
2. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. Развивать речь, внимание, наблюдательность, речевое дыхание.
3. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Материал және жабдық ∕Материалы и оборудование:
Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; разноцветные цветы.Билингвалдық компоненті/Билингвальный компонент: воздух- ауа, цветок- гүлдер, ветер-жел.
 
Іс-әрекет кезендері
Этапы деятельности Тәрбиушінің іс-әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушы
Мотивационно-побудительный Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
 
- Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
 
- Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания.  Я предлагаю вам стать исследователями. Одевайте халаты, очки. 
- Ну настоящие ученые. 
Что будем изучать?
 (Из-за дверей доносятся звуки)
Лунтик: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит?
В комнату на воздушных шариках залетает Лунтик .Воспитатель: Здравствуй Лунтик! Как ты к нам попал?
Лунтик: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете?  Дети стоят полукругом в групповой комнате.
 
 
 
 
 
Ответы  детей
 
 
 
 
 
 
 
Дети предлагают свои варианты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мы ученые. Хотим, что ни будь исследовать.
Іздену-ұйымдастырушы
Организационно-поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лунтик: Можно мне остаться, у меня как раз есть вопрос. Я родился на луне и не знаю - что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: По – казахски воздух – ауа. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. 
Лунтик: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые 
 
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель:  Ребята, давайте  поймаем воздух для Лунтика. Чем мы можем поймать воздух?
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
 
Лунтик: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель подносит пакет к Лунтику .Лунтик: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец Лунтик! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха 
 
Лунтик: Ребята, однажды я сидел у пруда и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: Молодец Лунтик! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
 
Опыт № 2 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. 
Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Лунтик: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Правильно! Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
-Молодцы ребята! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
Воспитатель достает мыльные пузыри .Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. 
Физминутка «Мыльные пузыри».
 
Воспитатель: Отдохнули?!! А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Лунтик: Конечно, нет!
Воспитатель: Хотите проверить?
 
Опыт №3 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель берет в руки воздушный шар.
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
 Воспитатель показывает весы .С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
 
 
 
 
 
 
Воспитатель: Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».
Лунтик: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку
 
Лунтик: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами
Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Лунтик: Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи Лунтик, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Лунтик: Меня ветер принес.
Воспитатель: По – казахски ветер-жел. Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
 
 
Воспитатель: А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
 
Опыт №4 «Движение воздуха»
Возьмите в картон, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод…
Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужен воздух?  А давайте проверим.
Воспитатель:  Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
Воспитатель:  А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? 
 
 
 
Воспитатель: А как вы думаете ребята, кому еще нужен воздух?
Ребята, скажите, а каким бывает воздух? 
А что мы должны делать, чтобы воздух был всегда чистым?
   
 
 
 
 
 
Дети переходят за столы.
 
 
 
 
Дети проводят опыт и высказывают свои предположения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети делают вывод: «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный» и «Воздух-невидим»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воздух  внутри нас, мы им дышим.
Потому, что воздух легче воды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит, воздух имеет вес.
 
 
 
 
 
 
«Воздух не имеет запаха»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ветер – это  движение воздуха.   
 Качаются деревья, бегут облака, крутится флюгер, пар изо рта.
 
 
 
 
 
 
 
 
Что воздух - движется
 
 
 
 
 
 Воздух!!!
 
 
Дети описывают свои ощущения и делают вывод.
 Человек не может жить без воздуха.
 
 
Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
 
Рефлексивтік-коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий Лунтик: А на полянке, на которой я живу, очень мало растений, совсем нет цветов. Вот посмотрите.
Показывает пустую поляну.
Воспитатель: Ребята, давайте украсим полянку цветами. Цветок по казахски- гүлдер 
Лунтик: Спасибо вам ребята. Теперь у меня самая красивая полянка, с самым чистым воздухом. Пока-пока!!!
Воспитатель:  До свидания, Лунтик! Приходи к нам обязательно еще.  
 
 
 
Дети приклеивают цветочки
 
 
 
 
 
 
Күтілетін нәтіже/Ожидаемый результат:
Білуі тиіс/Знать: 
- Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Талапты болуы/Иметь: 
- Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.
Қолынан келуі тиіс/Уметь:
- Проводить опыты, работать сообща.