Технологическая карта урока Хождение за три моря


План-конспект урока
Учитель: Сурунмаа Чойганмаа Адай-ооловна
Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Мугур-АксыДолжность: учитель
Предмет: география
Класс: 5
Тема: Хождение за три моря.
Базовый учебник: География. Введение в географию. Е.М.Домогацких., Э.Л.Введенский., А.А.Плешаков.
Цель урока: формирование представлений о путешественниках каменного века.
Задачи:
Обучающие: углубить знания о путешественниках каменного века.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать в группе с учебником.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы, физическая карта мира, атласы.
Структура и ход урока:
Технологическая карта урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Орг. момент Подготовить учащихся к работе на уроке, настраивает на урок. Включаются в работу. 2 мин
Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока 2 Вопросы Что такое море?
Где расположена Индия?
Кто совершал первые географические путешествия? Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии 3 Изучение нового материала Вы сегодня на уроке узнаете:
Кто такой Афанасий Никитин.
Какие три моря пересёк Афанасий Никитин во время своего путешествия.
Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию.
Как вы думаете, Афанасий Никитин – первый учёный-географ Руси или предприимчивый купец? Записывают тему урока, составляют план. Первое море. К северу от Москвы на реке Волга стоит старинный русский город Тверь. Тверские купцы плавали торговать по Волге до самого Каспийского моря. На берегах Каспийского моря находилось богатое, хотя и небольшое государство – Ширванское царство. С ним-то и торговали русские купцы.
Жил в Твери молодой купец – Афанасий Никитин. В 1466 году Афанасий Никитин вместе с группой тверских купцов отправился на чёлнах вниз по Волге. (стр 54-55). Давайте запомним: Афанасий Никитин – тверской купец, торговавший с купцами из стран Азии. 4 Предлагает прочитать раздел «Второе море». (стр 47). Работают в парах, записывают термины в тетрадь. 5 Давайте запомним: Афанасий Никитин стал первым из европейцев, побывавших в Индии. 6 Повторение Во второй половине XV века тверской купец Афанасий Никитин отправился в расположенное на берегах Каспийского моря Ширванское царство.
Заинтересовавшись увиденными товарами из Индии, он решил побывать в этой стране.
Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, провёл там три года и посетил многие её города.
Записи, которые он вёл в своём путешествии, были превращены в книгу «Хождение за три моря». 7 Работа с терминами Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря». 8 Закрепление С какой целью отправился Афанасий Никитин в путешествие в Индию?
Через какие три моря проходило путешествие Афанасия Никитина?
Как называется книга, написанная А.Никитиным о своих путешествиях?
-молодцы! Ответ: увидел удивительные товары, привезённые из Индии.
Ответ: Каспийское, Чёрное и Аравийское моря.
Ответ: «Хождение за три моря».
9 Практическая работа Проанализируйте материалы предыдущих параграфов и ответьте на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Выполняют практическую работу в тетрадях. 10 мин
10 Рефлексия (итог урока) Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Определить главные понятия.
Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Воспроизводят главные понятия темы урока.
Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности.
Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока 3 мин
11 Домашнее задание Дает и инструктирует выполнение домашнего задания.
Прочитать $ 11. Ответить на «Сложные вопросы». Записывают домашнее задание.